Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова

Коллекция сочинений: Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова

Стать бесстрастно над

Красными и белыми.

М. Булгаков

Михаил Афанасьевич Булгаков — мистический писатель, как он сам себя называл. Как-то очень чутко он сумел услы­шать свое время и понять грядущее, поэтому во всех своих произведениях Булгаков предупреждает читателей о гряду­щем времени Сатаны.

Особенно пророчески и открыто звучат слова писателя в небольшой статье» Грядущие перспективы». Поневоле воспри­мешь всерьез признание писателя в мистицизме. Очень точно, с гражданской ответственностью, прямо Булгаков говорит, что ожидает Россию, погрязшую в гражданской войне. Автор с горечью отмечает, что» нам немыслимо сейчас созидать. Пе­ред нами тяжкая задача — завоевать, отнять свою собствен­ную землю…».

По мысли Булгакова, Россия еще долго будет платить горькую цену, так как безумство революции скоро не закан­чивается,» нам нет остановки, нет передышки».

Писатель с душевной болью предупреждает, что Россия ка­тится к гибели, так как завоевывает» собственные столицы, платит за безумие мартовских дней, за безумие дней октябрь­ских…». Это написано в далекие двадцатые годы, а мы читаем эти строки сегодня, в двухтысячном году, и поражаемся гени­альности Булгакова, вопрошающего:» Кто увидит эти светлые дни? Мы? О нет! Наши дети, быть может, а быть может, и на­ши внуки…» И как заклинание, наказ звучат последние слова:

— Платите, платите честно и вечно помните социальную революцию!

Великое предупреждение гениального художника, оставлен­ного на десятки лет безгласным, не имеющим возможности гово­рить со своим народом, но Булгаков не бездействовал, он писал произведения, точно зная, что они не увидят свет в ближайшее время. Слишком смелыми и откровенными они были. Художник не мог ни молчать, ни говорить, поверяя хотя бы бумаге о том ха­осе и абсурде, которые начинали властвовать в России.

В повести» Собачье сердце» писатель ярко и талантливо показал, что может случиться, если восторжествует лозунг большевиков:» Кто был никем, тот станет всем». Мы вслед за автором ужасаемся той неразберихе, которую сеет Полиграф Полиграфович Шариков, бывший Шарик. Вначале он устраи­вает мини-потоп, а затем и вовсе лишает умных и талантли­вых людей возможности работать. Этот» новый человек» на­столько абсурден и агрессивен, что читатели вздыхают с об­легчением, когда он вновь обретает облик Шарика — милый пес гораздо симпатичнее перерожденца Шарикова. И слава бо­гу, что профессор Преображенский сумел» усмирить демона».

В реальности писатель этого торжества справедливости не видел.

Наступило время Сатаны, который свободно разгуливает по Москве, верша суд над мещанами, хозяевами жизни, еще недавно бывшими» борцами» за новую и счастливую жизнь. Только вот для кого? Писатель откровенно говорит, что для самих себя.

Совсем иными видит Булгаков истинных героев, для кото­рых собственное благополучие не является самоцелью, а лишь привычным образом жизни, как у героев его романа» Белая гвардия» и пьесы» Дни Турбиных».

Если же быт, даже очень устроенный, приходит в противоречие с внутренним миром героя, герой не боится покинуть удобства ра­ди любви, как это делает Маргарита в романе» Мастер и Маргари­та» или доктор Бомгард из повести» Записки юного врача».

В лучших героях Булгакова воплотились черты прогрес­сивной интеллигенции, для которой вопросы быта вторичны, а главной проблемой всегда являлась цель — для чего жить? Этот извечный вопрос русской литературы ставит и Булгаков перед своими героями, заставляя их сделать собственный вы­бор, очень непростой, но решающий в их судьбах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный софт – сборники сочинений, готовые домашние задания по всем предметам