Миф основа культуры

К. Леви-Строс, этнограф, антрополог, исследователь народов, сохранивших и в наше время первобытные черты, уподоблял миф кристаллу в мире физической материи. Так он образно выразил представление о мифе как концентрации свойств культуры и мира. В мифе, словно в коконе, свернуто все то, что в истории культуры развито и развернуто. Современный читатель обычно воспринимает мифы, как сказки. А вот для первобытного человека они были истиной.

У мифа нет автора — это воплощение коллективного сознания. Мифология — это первичные образы, которые были достоянием рода и передавались из поколения в Поколение. Мифология была исходной формой человеческого мышления. Именно из нее, как бабочка из кокона, появились более развитые формы мышления — религиозного, художественного, философского, научного. Философ Г. В. Ф. Гегель называл мифы педагогикой человеческого рода. Мифология создавала образы-образцы, которым соответствовало поведение человека, все его сознание и жизнь. Миф помогал осознать смысл жизни и бытия племени и отдельного человека, учил отличать добро от зла. В мифах разных народов находят при всем различии много родственного — так же, как и в психике ребенка, а исследователи называют мифологическое сознание «детским сознанием».

Самый известный исследователь мифов ф. Шеллинг рассматривал мифологию как объединение реально созерцаемых идей, послуживших первоматерией для искусства. Все формы искусства берут начало в мифологии: песня, балет, живопись, скульптура и, конечно, театр и художественная литература, особенно поэзия.

Многие исследователи считают, что и в наше время миф продолжает играть свою определяющую роль в качестве архетипа первообраза. По концепции К. Юнга, архетипы организуют восприятия и представления людей о внешнем мире. То, что принято называть знаниями, в действительности может быть продиктовано воображением. Новое время творит новые мифы. Например, Мифы, по Шеллингу, являются проматерией для искусства. Все формы искусства берут начало в мифологии. Юнг всю историю культуры рассматривал, как трансформацию мифов, возведение их на все более высокие ступени.

Звездное небо греческой мифологии Греческая мифология оказала большое влияние на культуру всего человечества. Посмотри на звездное небо — там видны созвездия Персея, Кассиопеи, Лебедя, Дракона. Общепринятые символы, олицетворяющие их, а также их названия пришли к нам от древних греков. В картинных галереях множество произведений, основанных на тематике греческих мифов.

Со сцены и в наше время не сходят драматические постановки и балеты, где главные герои — из Древней Греции. Совсем неудивительно, что в различных интерпретациях приключения греческих героев стали любимым чтением детей. Мультфильмы об аргонавтах, кинофильмы о Геракле — все это интересно и взрослым.

Греческие мифы — Детство человечества. Законы природы, ее явления представлялись первобытным людям неким нагромождением. Надо было упорядочить хотя бы восприятие непонятных, но грозных сил. Одушевленной представляется земля, которая рождает небо и питает его, как она питает все на свете. Древнейшая мифология — мифология матриархата, ее часто называют хтонической, т. е., прежде всего обращенной к природным силам земли и подземного мира. Фантазия создает ужасных чудовищ: многоголовых, сторуких, наделенных огромной пастью и змеиными хвостами: Лернейская гидра, Ехидна, Химера, страж Аида — пес Цербер:

Магической мощью наделялась не только непосредственно земля, но и весь мир. Боги и духи обитали и в воде, и в кронах деревьев. На заре культуры боги почитались в виде фетишей — простых фигур, наделенных свойствами казнить и миловать. Так, Зевс первоначально был почитаем в виде каменной пирамиды или колонны. Геру в Беотии представлял обрубок древесного ствола: Поклонение камням сохранялась и в более позднее время.

Греческие мифы дали начало символике: виноград, щедрый Дар Диониса, символизировал веселье, радость, плодородие. Кипарис соотносился с погребальными традициями, платан — с культом Геракла и вообще героев, тополь воспринимался как символ мрака, горя и слез. Лавровое дерево — символ света, добра, исцеления, а также славы и творчества, так как оно было связано с культом Аполлона. Дуб как царь среди деревьев ассоциировался с Зевсом.

Меняется общественное устройство — меняются и мифы. В мифологии олимпийского периода, связанного с переходом от матриархата к патриархату, появляются герои. Они расправляются с чу

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный софт – сборники сочинений, готовые домашние задания по всем предметам