Художественные средства выразительности в повести Ф. Сологуба Маленький человек”

Художественные средства выразительности в повести Ф. Сологуба” Маленький человек” Стилевые доминанты: повествование ведется от третьего лица, позиция автора выявляется в портретных характеристиках героев, в описаниях сюжетных ситуаций; нет развернутых синтаксических конструкций, как у Чехова в юмористических рассказах; предложения краткие и емкие по содержанию, хотя автор и не использует метафор и ярких эпитетов; основное художественное средство выразительности – гротеск, который проявляется на разных уровнях – речевое поведение героев, представление фабульных сцен. Символических образов. Речь героев дифференцирована и является средством характеристики образов: речь главного героя меняется в зависимости от того, с кем он говорит, отношение героя к словесному выражению автор подчеркивает метафорической деталью, представляющей рост персонажа – когда Саранин, обычный чиновник, комплексует по поводу внешности жены, в разговоре с ней он намеренно груб, придирчив и раздражителен:” Не обжирайся мясом, не трескай так много мучного, целый день конфеты лопаешь”, а когда он превращается в” маленького человека”,” пигмея”, чувствует себя виноватым, оправдывается:” Саранин вскочил со стула, дрожал, пищал:” Игра природы, ваше превосходство” или” Ваше превосходительство, – залепетал Саранин и молебно сложил ручонки на груди…

“. Реплики жены характеризуют ее купчиху, в них выражена ее сущность -” Не могу же я ничего не кушать, коли у меня хороший аппетит, – сказала Аглая. – Когда я была в барышнях, у меня еще лучще был аппетит”. Тема” жизнь – коммерческая сделка”, свойственная торговому сословию, иронично представлена репликами -” Берите!

Сейчас же возьмите его! И деньги вперед! Каждый месяц”.

Ее слова были истеричными вскриками. Молодой человек вытащил бумажник. Отсчитал двести рублей.” Мало!” – крикнула Аглая. Гротеск – финал повести, где герой живет в маленьком домике, являясь живой торговой компании. Преуменьшение действия -” …

Только что надев новые брючки, стал совсем крохотным. Вывалился из брючек. И уже стал как булавочная головка. Подул легкий сквознячок. Саранин, крохотный, как пылинка, поднялся в воздухе. Закружился.

Смешался с тучей пляшущих в солнечном луче пылинок. Исчез”. Фантастика – встреча адским стариком, превращение героя. Алогизм ситуаций – неумолимое уменьшение в размерах Саранина приводит к немыслимым слухам, его начальство подозревает в подрывной деятельности диверсанта:” …ваше удивительное умаление становится положительно скандальным: уже ходят в городе соблазнительные слухи.

Не могу судить об их справедливости, но знаю, что эти слухи объясняют ваше поведение в связи с агитацией…”. В финале автор дает обобщающую характеристику людям, утратившим человеческое достоинство:” Маленькие людишки могут говорить, но их писк не слышен людям больших размеров…” – эта сентенция выражает литературные поиски русских, писателей и соотносится с мыслью Чехова о том, что в человеке должно быть все прекрасно. Традиционно фантастическая поветь завершается волшебным превращением, но Сологуб в финале в реалистическом плане разрешает сюжетную ситуацию, он дает материалистическое объяснение исчезновения героя, однако парафраз позволяет понять авторскую иронию. Показательно то, что финалом судьбы героя является не его исчезновение, а социальная смерть персонажа. Тем самым автор фиксирует традиционность отношения к” маленькому человеку” – в нем ценят не личность, а только элемент государственной машины.

(function(){