Художественное новаторство Маяковского

С первых шагов Маяковского в литературе стало ясно: пришел новый Поэт, ни на кого не похожий, со своим мироощущением и мировосприятием, со своим взглядом на вещи и явления.

У него был свой, незаимствованный голос. В таких, правда, уже поздних строчках:

“Ну, как вам,

Владимир Владимирович, нравится бездна?”

И я отвечаю также любезно:

“Прелестная бездна. Бездна восторг!”

К. Чуковский уловил те же интонации, которые только что слышал на углу Бассейной и Литейного.” Здесь нет ни анапестов, ни ямбов, но здесь биение живой человеческой крови, что, пожалуй, дороже самых изысканных метрических схем” 49; 2, 324. Почти такое же ощущение было и у М. Цветаевой:” Ритмика Маяковского – физическое сердцебиение – удары сердца застоявшегося коня и связанного человека” 47; 2,416. Поэт привел с собой и нового лирического героя, что тоже немаловажно. Не случайно высокую оценку его творчеству дали признанные мастера поэзии” серебряного века” – А. Ахматова и М. Цветаева.

В стихотворении” Маяковский в 1913 году” 1940 Анна Ахматова пору вступления Маяковского в литературу называет” бурным рассветом”; поэтическая дерзость и новаторский характер творчества определяются строкой” грозные ты возводил леса”:

Все, чего касался ты, казалось

Не таким, как было до тех пор,

То, что разрушал ты, – разрушалось,

В каждом слове бился приговор.

Имя Маяковского,” еще не слышанное”, влетевшее” в душный зал” олицетворение поэтической атмосферы эпохи, сравнивается поэтессой с боевым сигналом.

О не связанности раннего Маяковского какими-либо литературными традициями, о его свободе обращения с поэтическим словом, внутренней раскрепощенности, мощи молодого таланта, о поднятой им теме социальных низов, о грубости поэтики очень емко и образно говорится в стихотворении ины Цветаевой” Маяковскому” 1921:

Он возчик и он же конь,

Он прихоть и он же право

Вздохнул, поплевал в ладонь:

Держись, ломовая слава.

Певец площадных чудес -

Здорово, гордец чумазый,

Что камнем – тяжеловес

Избрал, не прельстясь алмазом.

Такие словосочетания и эпитеты, как” булыжный гром”,” тяжеловес”,” архангел-тяжелоступ”,” архангел ломовой” подчеркивают, с одной стороны, тяжесть, неподъемность начатой Маяковским реформы поэзии, а с другой, – серьезность и основательность подхода к ней. Характерно, что в соответствии с поэтикой раннего Маяковского и стиха самой М. Цветаевой даже поэтическая слава обретает эпитет” ломовая”.

“Ни один поэт не оказал такого решающего и непосредственного влияния на мировую прогрессивную поэзию, как Маяковский: Он стал центральной фигурой поэзии 20 века”,- считает ученый-литературовед Ф. Н. Пицкель, приводя восторженные отзывы о поэте И. Бехера и П. Неруды:

“Новый и мощный талант налетел, как ураган, с востока и разметал старые ритмы и образы, как этого не смел еще ни один поэт”,- вспоминал И. Бехер. По словам Пабло Неруды, Маяковский” восхищал свое время столькими открытиями, что поэзия с его появлением и уходом преобразилась, словно пережила настоящую бурю” 39; 316.

Таким образом стих Маяковского вошел в состав крови мировой поэзии и до сих пор успешно циркулирует в ней. Такая честь оказывалась не каждому даже из великих поэтов. Важно подчеркнуть и то, что открытия Маяковского в области русского стихосложения вошли в учебники по поэтике еще при его жизни: так, в теории литературы Б. Томашевского с 1925 по 1931г. г. она выдержала 6 изданий уже отмечались особенности акцентного стиха Маяковского, своеобразие его рифмы.

В чем же состояло новаторство стиха Маяковского?

Со времен Симеона Полоцкого 17 век русская поэзия знала две системы стихосложения: силлабическую и силлабо-тоническую. Маяковский ввел в нее свою систему – тоническую, отличающуюся от предшествовавших большей свободой и раскованностью. Для сравнения приведем два отрывка из стихотворений Пушкина и Маяковского:

Я ехал к вам: живые сны

За мной вились толпой игривой,

И месяц с правой стороны

Сопровождал мой бег ретивый:

А. С. Пушкин.” Приметы”.

Народонаселение всей империи -

Люди, птицы, сороконожки,

Ощетинив щетину, выперев перья,

С отчаянным любопытством висят на окошке:

В. В. Маяковский.” Гимн ученому”.

Нетрудно заметить, что в стихотворении Пушкина в соотносимых строках одинаковое количество слогов 8 и 9 и ударение

(function(){