Воспитательная функция религиоведческих предметов в школе

Тема: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ В ШКОЛЕ

Цель занятия: Определить воспитательные возможности религиоведческих курсов в средней светской школе.

Задачи:

1. Дать оценку места знаний о религии в воспитательном процессе школы;

2. Попытаться совместно со студентами обосновать

Необходимость религиозного знания для воспитания разносторонней личности учащихся;

3. Формирование толерантного мышления у студентов.

Тип занятия: лекция

Литература: 1. Кураев А. Основы православной культуры как лекарство от экстремизма. М.,-2003.

2. Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. М.:2004

3. Мчедлов М. П. Российская цивилизация. — М., 1998.

4. Писманик М. Г. Религия в истории и культуре. – М., 2000г.

5. Понкин И. В. Светскость: конституционно-правовое

Исследование — М.,1998

6. Институт государственно-конфессиональных отношений и права. 2002.

Ход занятия:

1. Орг. Момент;

2. Работа над новым материалом;

3. Работа над семинарским занятием (запись вопросов и литературы

К семинару).

План лекционного материала:

1.Факторы реализации воспитательного потенциала знаний о религии

2.Оценка роли религии в историческом и куль­турном развитии общества

3.Содержание и формы использования знаний о религии в обучении и воспитании учащихся

4.Аспекты общезначимого воспитания и раз­вития личности детей и молодежи

5.Гражданское воспитание

6.Духовные цен­ности

7.Методические религиоведческие раз­работки

Большая часть лекции дается студентам под запись.

1. Воспитательный потенциал знаний о религии в светской школе и возможность его реализации обусловлены Двумя основными факторами:

1) местом и значением религии в общественном сознании данного общества в данный исторический период его разви­тия;

2) местом и значением религии в истории данного народа, общества, человечества в целом, в истории цивилизации и культуры на всём их протяжении.

Но представ­ление о необходимости включения знаний о религии в содер­жание воспитательной деятельности современной российской школы, конечно, связано не только и не столько с позитивной оценкой религии, которое складывается в широких слоях со­временного российского общества.

С научно-педагогической точки зрения фактор значимости религии в обучении и воспи­тании учащихся светской школы определяется, прежде всего, местом и значением религии в истории человечества в це­лом, в истории человеческой культуры и цивилизации на всём её протяжении, значением религии в истории и культуре на­шего, российского общества.

2. Объективная оценка роли религии в историческом и куль­турном развитии нашего общества, осознание того, что це­лый пласт мирового и национального культурного наследия русского и других народов России не может быть освоен мо­лодым поколением с достаточной глубиной без определенно­го уровня знаний о религии и религиозной культуре, детерми­нирует педагогическую необходимость изучения религии в государственно-общественной системе образования, прежде всего в средней общеобразовательной школе.

Таким обра­зом, изучение религии в светской школе не является перифе­рийным вопросом, связанным с интересами отдельных соци­альных групп — верующих разных конфессий или исключи­тельно религиозных организаций, как это иногда представля­ется. Оно не только востребовано современным российским обществом, отвечает образовательным потребностям больших групп населения, но и обусловлено научно-педагогической це­лесообразностью, связано с вопросами оптимизации уровня и качества обучения и воспитания в современной светской школе, обеспечением её учебно-воспитательных возможнос­тей и ресурсов в новых социальных условиях.

3. Содержание и формы использования знаний о религии в обучении и воспитании учащихся государственных и муници­пальных образовательных учреждений определяются социально-правовыми условиями и нормами деятельности светской школы. В современной российской светской школе, в соот­ветствии с действующим законодательством и принятой мо­делью светскости государства, не ставится цель обязательно­го и всеобщего воспитания детей в духе религиозного миро­воззрения. Освоение знаний о религии, в том числе религи­озной культуре подчинено задачам социально-гуманитарного образования и общего гражданского воспитания, фиксирован­ным в законодательстве об образовании (Закон РФ «Об обра­зовании», Статья 2 «Принципы государственной политики в области образования»).

Школьники, не считающие необходимым для себя углуб­ленное образование в области знаний о религии в целом или конкретной религиозной традиции, должны осваивать только общие социально-гуманитарные знания о религии в курсах основных учебных дисциплин. Эти знания ныне ориентируют­ся на содержание такой историко-философской дисциплины как религиоведение.

Отметим, что современное школьное религиоведческое образование направ­лено на то, чтобы ознакомить учащихся с основными религи­ями мира в различных аспектах их существования. Это озна­комление предполагает сообщение сведений о происхожде­нии, истории религий, основных особенностях вероучений, символики, культа, содержании священных книг, принятых в них этических нормах, а также о численности последовате­лей, географии распространения, значимости в разных куль­турах и странах и т. п. Всё это расширяет культурный кругозор школьников, способствует достижению целей социально-гу­манитарного образования, помогает учащимся осознанно стро­ить взаимоотношения со сверстниками из разных этнокуль­турных сред, развивает их правовую культуру.

Переходя к вопросу воспитательного потенциала зна­ний о религии в средней школе, прежде всего, отметим сле­дующее. Нельзя не видеть, что образовательный потенциал изучения религиозной культуры в светской школе не сводится к просвещению только и исключительно в области информа­тивного научно-философского или культурологического рели­гиоведения. Он гораздо глубже и задается, прежде всего, са­мим содержанием религиозной культуры, её ценностным фон­дом. Термином «ценность» обозначают идеи, воззрения, прин­ципы, нормы, знания, образцы поведения и т. д., имеющие зна­чимость в настоящее время или в прошлом для личности, об­щества в целом, этносов, отдельных социальных групп. Цен­ностный фонд религиозной культуры включает мировоззрен­ческие, этические, художественные, семейные, познаватель­ные и другие ценности, которые могут быть не только «услы­шаны» учащимися как рациональная информация, но и личностно восприняты ими в той или иной мере.

Конечно, обозначенные Ценности религиозной культуры должны быть педагогически интерпретированы в форме знаний о религии С учетом специфики светской школы как социального института и только таким образом включены в систему учебно-воспитательной деятельности государствен­ных и муниципальных образовательных учреждений.

В школе не ставится специфи­ческая задача воспитания религиозно ориентированной мо­лодежи. Здесь преследуются другие цели: процесс изучения религии рассматривается как одно из средств решения акту­альных воспитательных задач, значимых для всего общества социально-педагогических проблем путем развития и укреп­ления среди учащихся важных для личности, семьи, общества, государства социально ценных стереотипов отношения и по­ведения.

4. Воспитательные возможности знаний о религии изу­чаемых в светской школе состоят в том, что ими поддержива­ются определенные аспекты общезначимого воспитания и раз­вития личности детей и молодежи, в частности:

• воспитание гражданственности, сознания себя граждана­ми единого общества, от местных общин до общенациональ­ного уровня;

• воспитание патриотического сознания детей и молодежи, любви к нашей Родине — России, любви к своей «малой роди­не»—деревня, поселок, город, область, край, республика;

• воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод со­граждан в области отношения к религии, уважение прав лич­ности в духовной сфере в целом;

• развитие национального самосознания детей и молоде­жи, приобщение к ценностям национальной культуры в обуче­нии и воспитании;

• развитие нравственных начал личности, этической куль­туры, воспитание уважения к традиционным нравственным нор­мам народов России;

• семейное воспитание, воспитание уважения к семье, к старшим по возрасту, выработка самостоятельности и ответ­ственности в семейной жизни;

• половое воспитание, выработка целомудренного и ответ­ственного поведения в области отношений с противополож­ным полом с учетом нравственных норм, принятых в традици­онной культуре народов России;

• актуализация мировоззренческих позиций у школьников, направленность личностного развития на высокие духовные образцы в противовес усилившейся пропаганде безнравствен­ности, цинизма, асоциальности и приспособленчества.

В целом, правильно содержательно организованное и ме­тодически поставленное изучение религии, различных аспек­тов религиозной культуры, знакомство с культурными, исто­рическими ценностями традиционных религий способствует расширению культурного кругозора учащихся, обогащает их сознание новыми ценностями и смыслами значимыми в оте­чественной и мировой культуре.

В качестве примера рассмотрим потенциал знаний о рели­гии в деятельности светской школы по гражданскому воспи­танию учащихся.

5. Гражданское воспитание — не абстракция, но понятие, на­полненное конкретно-историческим содержанием, всегда со­относимое с реальной гражданской принадлежностью субъек­та воспитания, конкретным государством, обществом, народом, с конкретной историей и культурой. Таким образом, в данном контексте речь идет не о воспитании «гражданина вообще», а о воспитании гражданина России в современных исторических условиях. Содержание и процесс воспитания современного гражданина России не могут быть отделены от отечественной духовности и культуры. В противном случае гражданское вос­питание сводится только к выработке лояльного отношения к существующему политическому строю, понимания человеком своих законных прав и обязанностей. Воспитание гражданско­го самосознания у молодых поколений россиян должно быть, прежде всего, приобщением к ценностям, на основе которых складывалась и развивалась российская цивилизация, россий­ское государство на протяжении своей более чем тысячелет­ней истории.

Долгое совместное проживание в рамках одного государства, вековые духовные, социальные, человеческие свя­зи, совместное создание культурных ценностей и государствен­ных структур, их защита, наконец, общие беды и неудачи, их осознание и преодоление — всё это формировало у многоэт­нического и многоконфессионального населения (конечно, при ведущем влиянии русского народа и Православной Церкви) чувство сопричастности судьбам единой России как своей стра­ны и государства. Складывался ряд общих, ставших глубинны­ми в социальной психологии и сознании большинства россий­ских этноконфессиональных социальных общностей и групп предпочтений, представлений, ценностных ориентации.

В числе таких значимых ценностей практически у всех на­родов России можно выделить: приоритет духовно-нравствен­ных ценностей над материальными интересами; смысложизненных целей над утилитарными; примат общественного, кол­лективного над индивидуальным; идею помощи слабым и не­защищенным членам общества, социальным группам, этно­сам; настойчивость, упорство в преодолении трудностей; уме­ние общаться, взаимодействовать с другими людьми.

Российская цивилизация сохранила высокие духовные цен­ности —человечность, отзывчивость и уважение к людям иных культур, веротерпимость, высокую духовную и творчес­кую устремленность.

Особенно большое значение для обеспечения современ­ных целей воспитания школьников приобретает идея сохра­нения целостности Российского государства и самобытности российской цивилизации, само существование которой сегодня поставлено под угрозу.

Гражданское воспитание пред­полагает опору на знания, эмоции, действия, с помощью кото­рых молодые поколения включаются в жизнь российского госу­дарства, историю жизни и отношений народов, населяющих Россию, осваивают их культуру, традиционный образ жизни. В чем состоит значимость в воспитании у школьников граж­данского самосознания именно знаний о религии?

6. Под значительным воздействием православия, других традиционных религий народов России формировались самосознание, обычаи, нравственные нормы, весь сложившийся в течение длительного исторического вре­мени менталитет русского этноса и русской или российской нации как гражданско-политического суперэтноса. Религиями определялись в значительной степени базовые ценности рос­сийской цивилизации, да и сами эти ценности нередко форму­лировались на языке религиозной культуры.

В числе некоторых основных составляющих гражданского образования, неразрывно связанных с традиционными рели­гиозными ценностями и культурой народов России, можно выделить:

• исторические ценности, значимые в гражданском само­определении россиян — исторические события, имена, сим­волы, святыни, в том числе религиозные;

• территория страны, особенно чтимые места, осознавае­мые и как общенародная ценность и как духовно-нравствен­ная категория — в понятиях «родная земля», «Дом», «Отече­ство», «святое место»;

• обычаи и традиции, отражающие обыденное право и обы­денное правосознание с его духовно-нравственным наполне­нием, в том числе и религиозного происхождения;

• традиции гражданско-патриотического служения своему на­роду, обществу, Российскому государству, в том числе в части их обоснования и осмысления в понятиях религиозного долга, религиозного понимания прав и обязанностей личности;

• национальные картины мира народов России в их религи­озном осмыслении, определяющие особенности гражданско­го отношения личности к государству, к различным этнокуль­турным сообществам, проживающим на территории России.

Важным аспектом гражданского воспитания учащихся яв­ляется воспитание у молодых россиян веротерпимости, и шире — уважения свободы мировоззренческого самоопределения личности.

Общеизвестно, что в России проживают не только множество этносов, но и сосуществуют множество религий. В процессе становления российской цивилизации между ис­торическими деноминациями России сложились, хотя и не сразу, в целом достаточно лояльные отношения, основанные на принципах веротерпимости. Традиционные религиозные организации — Церковь, организации мусульман или буддис­тов не занимались взаимным прозелитизмом, не вторгались на «религиозную территорию» доминирующей в данном этно­се или регионе религии с агрессивной проповедью своей веры, равно как и доминирующая Русская Православная Церковь не препятствовала исповеданию и отправлению культа других религий на своей канонической территории.

Поэтому важно, чтобы эти традиции веротерпимости, ува­жительного отношения к традиционным религиям «соседей», выработанные народами России, были сохранены и воспро­изводились в новых поколениях.

На наш взгляд содержательно воспитание веротерпимости у школьников в процессе освоения знаний о религии должно включать два взаимосвязанных направления.

Первое — это углубленное изучение религии своего народа, воспитание к ней чувства уважения, как к религии предков и современников. Ибо только маргинал способен восхищаться чужой культурой и религией или уважать их, не зная родной.

Второе направление воспитания веротерпимости предпо­лагает знакомство с религиями народов современной России и мира. Взаимоуважение вырастает из понимания роли этих традиций в развитии конкретных этнических культур, в ста­новлении этносов.

Оба эти направления необходимы и актуальны. Если пойти на поводу той части уче­ных и педагогов, которые считают ненужным изучение других религий кроме той, которую выбирает сам ученик или его ро­дители, придется сузить культурный кругозор школьника, формирование его российской гражданственности будет затруднено.

С другой стороны, если ограничить права учащихся уг­лубленно изучать «свою» или избранную ими религиозную тра­дицию в светской школе, опасаясь разделения школьников по религиозно-этническому признаку, это не только явится нару­шением прав граждан в области образования, но и, опять же, подорвет основы гражданского воспитания в светской школе.

Российская школа, в которой россияне не смогут приобщать­ся к ценностям свой традиционной духовной культуры станет инструментом внедрения в общество духовных суррогатов в форме псевдонаучных теорий, оккультно-религиозных представ­лений, секулярных квазирелигий («культура мира» в духе оккультно-религиозного учения Рерихов или что-то подобное).

В отрыве от ценностей традиционной духовной культуры, от ис­торического прошлого и современной жизни народов России российская школа перестанет быть инструментом воспроиз­водства и развития духовно-нравственного потенциала нашего общества. А в замкнутых «на себя» религиозных образователь­ных системах усилятся изоляционистские настроения, что мо­жет быть чревато ростом взаимной нетерпимости и проявле­ниями межконфессиональной вражды.

Граждане нашей страны имеют право на свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободу мнений и убеж­дений, национально-религиозную идентичность и мировоззрен­ческий выбор при получении образования. Преодолевать надо не мировоззренческое разнообразие в обществе, выражением чего и является социальная потребность в углубленном изуче­нии в светской школе культуры различных религиозных тради­ций, а установки на конфликтность, агрессивность, стремле­ние той или иной социальной группы достигать своих целей любыми средствами, не считаясь с общенациональными и об­щегосударственными интересами. Профилактике таких устано­вок и проявлений будет способствовать не установление выбо­рочного мировоззренческого разнообразия (углубленно изучать в светской школе несколько религий можно, а одну из них — нет), а развитие и укрепление системы общероссийского граж­данского воспитания школьников, прежде всего правового, нрав­ственного и гражданско-патриотического.

К этому можно добавить, что результаты многочисленных исследований воспитательного воздействия на школьников знаний о религии, различных сторонах религиозной культуры, которые они получают в светской школе в курсах основного образования (литературы, искусства, истории и обществознания) не дают оснований для того, чтобы считать такое воз­действие негативным (исключая воздействие деструктивных религиозных сект). Более того, анализ этого опыта позволяет сделать вывод о том, что содержание религиозной культуры, изучаемое в курсах общего образования, является фактором, позитивно воздействующим на воспитание, инкультурацию и социализацию детей и молодежи и даже на их здоровье, физическое и душевное самочувствие.

Но это общий вывод, ставящий проблему отбора конкрет­но содержания, совокупности необходимых и достаточных знаний о религии, которые могут быть полезными для разви­тия воспитательных функций российской светской школы.

7. В связи с этим актуальной научно-педагогической задачей является разработка спектра вариативных религиоведческих, религиозно-культурологических программ, методических раз­работок, учебных пособий, иллюстративных и хрестоматий­ных материалов для целенаправленной реализации этих вос­питательных задач. Нужно создавать комплекс учебно-мето­дических и воспитывающих средств, включающий специаль­ные разработки, ориентированные на обеспечение опреде­ленных направлений воспитания в светской школе — граж­данского, нравственного, мировоззренческого, экологическо­го, эстетического, здорового образа жизни и т. д. при изуче­нии знаний о религии и религиозной культуре.

Как нам представляется, в современных условиях вряд ли возможно отстаивать какую-то единую универсальную схему реализации воспитательного потенциала знаний о религии в светской школе. Нужны вариативные модели использования ценностей религиозной культуры в учебно-воспитательной деятельности, сосуществующие рядом, по принципу дополни­тельности. Их анализ и оценка — а это необходимо для опре­деления приоритетов в воспитательной политике и на бли­жайшее будущее, и на перспективу, должны основываться на определенных критериях. Такими критериями, на наш взгляд, можно выделить:

1) соответствие форм и способов изучения религии, мето­дик, содержания и целей образовательных программ требо­ваниям российского законодательства об образовании и ре­лигии, прежде всего Закону Российской Федерации «Об об­разовании» и федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

2) значимость избираемых образовательным учреждением воспитательных моделей, методик для решения актуальных со­циально-педагогических проблем, стоящих перед российским образованием и обществом в целом.

3) модели воспитания школьников при изучении религии должны также оцениваться с позиций принципа культуросообразности воспитания, утверждающего преемственность ду­ховного опыта в жизни общества и развития личности в кон­тексте культуры своей семьи, этнической общности, российс­кой нации как гражданско-политической целостности. Эта по­зиция предполагает приоритет в учебно-воспитательной дея­тельности российской светской школы исторического и куль­турного наследия традиционных религий народов России;

4) соотнесенность складывающихся моделей воспитания школьников в процессе освоения знаний о религии с образо­вательным запросом обучаемых и их родителей, а также с образовательными запросами различных мировоззренческих, этнических, социальных, конфессиональных групп в обществе и государстве в целом;

5) и, наконец, определяя перспективные модели и приори­теты в воспитании молодежи в процессе освоения знаний о религии, мы должны учитывать и международный опыт взаи­модействия государства и религиозных объединений в обла­сти образования, воспитания детей и молодежи в образова­тельных учреждениях, сложившийся в различных странах мира.

Давайте теперь вместе попробуем обосновать необходимость религиозного знания для воспитания разносторонней личности учащихся.

Хорошо, теперь запишем Вопросы к семинару и литературу для подготовки

1.Концепции интеграции знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность современной светской школы

2.Содержание религиоведческого компонента учебного предмета «Обществознание» в основной и старшей школе

3.Типы, формы, модели, курсы знаний о религии

4.Религиозное и религиоведческое образование

Литература для подготовки:

1. Кураев А. Основы православной культуры как лекарство от экстремизма. М.,-2003.

2. Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. М.:2004

3. Мчедлов М. П. Российская цивилизация. — М., 1998.

4. Писманик М. Г. Религия в истории и культуре.-М., 2000г.

5. Понкин И. В. Светскость: конституционно-правовое исследование — М.,1998

6. Институт государственно-конфессиональных отношений и права. 2002.

(function(){