Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер

Своего апогея эта фальсификация творчества Шиллера достигла у немецких реакционных историков литературы в период первой империалистической войны и в годы господства нацизма. Эти «исследователи» старались сделать из Шиллера ярого националиста.

Буржуазная историография и литературоведение создали немало легенд о Шиллере; творчество великого поэта искажали, приспосабливая его к политическим интересам немецкой буржуазии.

Для творческого пути Шиллера характерно, что он не задерживался долго на достигнутой ступени развития; по выражению Гете, «дух его могучий шел вперед, где красота, добро и правда вечны». «Поэзия Шиллера, – писал Белинский, – велика не одной силой художнического гения, не одним пламенем любви к человечеству и к истине, но и мирообъемлющим, вечно юным и вечно развивающимся содержанием:» деятельности, так называемый «веймарский период», или период классицизма, представляет собою попытку создания классического искусства в условиях буржуазного общества после победы французской буржуазной революции.

Есть разве долг прекрасней, благородней,

По выражению Гете, Шиллер в течение всей своей жизни проповедовал «евангелие свободы» и видел в этом главную свою задачу. Последняя, законченная им за год до смерти драма «Вильгельм Телль» является апофеозом свободы и национальной независимости: в ней страстно звучит призыв к борьбе за освобождение отчизны от гнета чужеземных завоевателей. Сложившееся в эпоху французской революции и наполеоновских войн, творчество Шиллера не могло не отразить ряда существенных черт своего времени: не только силу, но и слабость народных движений, особенно в такой экономически отсталой и политически раздробленной стране, какой была тогдашняя Германия. Отсюда глубокие противоречия в творчестве великого немецкого поэта: страстный пафос свободы, ненависть ко всяким проявлениям мракобесия и угнетения уживаются в нем с утопией о «царстве эстетической видимости» и другими реакционными идеалистическими иллюзиями.

Эти противоречия являются отражением реальных противоречий самой действительности Германии того времени. кс и Энгельс, неоднократно указывая на слабые стороны мировоззрения Шиллера, обусловленные убожеством тогдашней немецкой действительности, вместе с тем высоко ценили его художественное творчество. Они оставили в своих трудах ряд глубоких суждений о Шиллере, имеющих огромное принципиальное значение не только для понимания его произведений, но и в плане общих проблем эстетики и искусства. Энгельс указывал на социально-политический смысл «Разбойников» и «Коварства и любви». Исключительно важными являются высказывания кса и Энгельса о творческом методе Шиллера, которые были изложены ими в переписке с Лассалем по поводу трагедии последнего «Франц фон Зикин-геи». Суждения основоположников ксизма о Шиллере были направлены против всяких попыток оправдать слабые стороны его мировоззрения и творческого метода.

В противовес реакционной буржуазной критике, извращавшей смысл творчества Шиллера, передовые общественные деятели и мыслители Германии на всех этапах развития страны выдвигали на первый план то действительно ценное, чем обогатил культуру немецкого народа его великий национальный Поэт. Представители революционно-демократической литературы Германии в 30-е годы X

(function(){