В. М. Шукшин «Я пришел дать вам волю»

Коллекция сочинений: В. М. Шукшин «Я пришел дать вам волю»

Литературный путь Василия Макаровича Шукшина (1929—1974), известного советского писателя, актера и кино­режиссера, продолжался около полутора десятилетий. Худож­ник пытливый и проницательный, человек, обладавший ис­ключительно тонким духовным зрением, которое позволяло ему в каждом явлении прозревать его глубинный общечелове­ческий смысл, Шукшин с годами испытывал все более настой­чивое тяготение к углубленно философскому осмыслению дей­ствительности, к широкому и решительному творческому син­тезу. Наиболее законченное выражение этот новый для него тип художественного мышления получил в историческом ро­мане «Я пришел дать вам волю».

Давно признано, что исторический жанр в литературе свя­зан с проблемами современности столь же тесно и органично, как произведения о дне нынешнем. Образ Степана Тимофее­вича Разина занимал Шукшина давно. Замысел романа скла­дывался долго — более шести лет. Шукшин рассказывал в 1967 году: «Меня давно привлекал образ русского националь­ного героя Степана Разина, овеянного народными легендами и преданиями. Я поставил перед собой задачу: воссоздать образ Разина таким, каким он был на самом деле».

Роман рассказывает о сложных и драматических событиях крестьянского восстания под предводительством Степана Ра­зина и охватывает период со времени возвращения из персид­ского похода до казни атамана. Три коренные проблемы ре­шаются в романе: судьба России, судьба народного восстания, личность и трагедия Разина. Вопрос о судьбе Руси и всего народа был продиктован историческими обстоятельствами. В романное пространство вместилось огромное историческое со­держание: сцены на Волге и на Дону, война с царскими боя­рами, воеводами, стрельцами, динамика народных масс. В. Шукшин раскрыл новые возможности слова в романном повествовании, достигая полного слияния исторической мас­штабности с художественной. Раздумья писателя о земле, ро­дине, судьбе народа становятся поэтической канвой содержа­ния. Новое социально-нравственное чувство рождается из пер­воначальных, смутных пока восприятий и впечатлений, когда перед восставшими открывается земля в нескончаемых про­сторах степи, пашни. Цель разинского движения: дать волю городкам, весям, разноплеменному люду, покарать бояр, ут­вердить справедливость. В народной памяти Разин — защит­ник обиженных и обездоленных, фигура яростная и прекрас­ная — с этим бессмысленно и безнадежно спорить. С его обра­зом в повествование входит тема неуемных страстей, жажды свободы и независимости. В нем автор видит средоточие наци­ональных особенностей русского народа, вместившихся в одну фигуру, в одну душу. Степан Разин поражает мощью своих страстей, размахом замыслов, неустанной работой мысли и даже склонностью к рефлексии. Рисуя этот характер, Шукшин не только вводит нас в атмосферу широкой, грозной войны, но и представляет «век минувший»: в романе раскрывается роль и влияние на события личностей, идущих наперекор абсолю­тизму. Разин как исторический характер изображен в момент вые-шего подъема национального самосознания, который прояв-ляется в формах крестьянского и религиозного движений, на-правленных против абсолютизма. Через десять лет после казни Степана Разина был сожжен протопоп Аввакум. Влияние мя­тежной Руси Степана Разина и Аввакума было сильным, глу­боким, оно отразилось во всем содержании духовной жизни народа. Призыв к защите обездоленных и обиженных, нена­висть к несправедливой власти, сила правдоискательства — все это, отзываясь в сердцах многих поколений, стало достоя­нием народного духа. Через сто лет грянуло пугачевское вос­стание, подтвердив еще раз духовную силу разинских идей. В трагедии Разина воплотилась духовная драма народа, нераз­решимые противоречия сознания и характера, комплекс вины человека, несущего ответственность за свои действия и за весь народ, постигающего безысходность создавшегося положения. Картины, образующие пространственную «раму» повествова­ния, исполнены динамики, психологизма. Каждая отдельная фигура освещается событием. В малом, которое представлено в бесконечном многообразии типов, лиц, характеров, неизменно просматривается масштабное. Взаимодействие этих пла­нов — важнейший композиционный и монтажный принцип. Характерны, например, сцены казачьего круга, открывающего действие, или переговоры Степана с астраханским воеводой Иваном Прозоровским. Психологический анализ широко и многообразно претворяется в романе: в драматизированных формах пейзажа и массовых сцен, в последовательности автор­ского изображения внутренних состояний Разина. Прямая и косвенная речь особенно динамична и весома, она становится средством самоанализа в моменты высокого драматического напряжения.

Мне думается, что роман «Я пришел дать вам волю» в наше «смутное» время вновь приобрел актуальное значение. Этот роман следовало бы прочитать нашим правителям, мечтаю­щим водрузить на себя шапку Мономаха, и хоть изредка вспо­минать в мыслях Степана Разина. Тогда, увидев весь ужас народного восстания, описанный в романе Шукшина, может быть, они умерят свои амбиции и остановятся на краю про­пасти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный софт – сборники сочинений, готовые домашние задания по всем предметам