«Томительность» ума Ольги в роман «Обломов»

Повествование в жизни с Ольгой, вопреки вол автора; стало средством разоблачения этого «положительного» героя. Но автор, видимо, не сознает этого и в конце романа делает Штольца самоуверенным резонером, разъясняющим основную критическую тенденцию романа. С помощью Штольца вон придает кон чин Обломова широкий, обобщающий, национально-исторический смысл. Вон хоронит Обломова и в его лицо Обломовку, но только «старую» Обломовку, которая «отжила спои пек-. Однако, пи мысли автора, она может обновится, так как па пес уже — палы лучь солнца», над пей уже занимается «заря нового счастья грядущих реформ, которые вызовут к жизни Русскихштольцев.

Смысл признанный Штольца вполне ясен. «Титаны» — это люди, ведущие активную общественную борьбу. Манфреды и Фаусты люди, берущиеся за решение важнейших идеологических умри сов. При всем своем «строгом понимании жизни» Штольц не способен ни на то, ни на другое. Его материализм лишен политической направленности. Его кругозор не выходит за пределы частных, предпринимательских и семейных интересов. Хозяйственное развитие страны его интересует как дельца, а не как общественного деятеля. «Широкая арена всесторонней жизни», которую обещает ему автор, на поверку оказывается бессистемным усвоением «верхов» различных знаемый на досуге, между торговыми сделками.

С появлением «Обломова» в печати литературная критика не медленно занялась его оценкой. Добролюбов рассмотрел его в свете основного критерия «реальной критики» — критерия верности действительности и показал, где идейная тенденция писателя вытекает из сущности изображаемых, характеров и где она навязана им. В своем истолковании романа Добролюбов еще сильнее и резче раскрыл всю тлетворность влияния крепостнических, отношений на характер помещика. Вон разъяснил в этом влиянии такую сторону, которую автор недостаточно подчеркнул: «нравственное рабство» Обломова, его полную зависимость вот волы и даже своеволия крепостного слуги Захара. Критик вполне убедительно опроверг тенденциозные попытки писателя выдать Обломова за нравственно «надежного человека» и создать апологию содержательной жизни Штольца и Ольги. Наконец, Добролюбов увидел в «тип Обломова» «знамение времени» и сделал этот тип орудием борьбы демократии против либерализма, на словах обличавшего строй Русской жизни, а на деле примирявшегося сним.

Так понимает писатель перспективы развития русскою общества. Но объективно его роман имеет другой смысл. Вон показывает полное внутреннее вырождение старого русского барства и обреченность крепостнических отношений. Вместе с тем роман обнаруживает, что буржуазные деятели — и не только темные аферисты, по и вполне добропорядочные и культурные предприниматели исторически не могут пол преемниками старого барства, так как они социально ограничены, слабы и не способны взять па себя разрешение коренных вопросов национальной жизни.

Но, однако, «томительность» ума Ольги, видимо, имела другие причины. Она скоро затосковала вот этой слишком содержательной жизни и уже «боялась впасть во что-нибудь похожее на обломовскую апатию». Тогда Штольц взялся толковать ей ее состояние. Вон тоже применял при этом пышные фразы в порывах «раздраженного ума : за житейские граны», в «расплате за прометеев огонь». Но рассуждениями в том, что они с Ольгой «не Титаны», что они не пойдут «с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами», Штольц выдал свою ограниченность и раскрыл истинную причину неудовлетворенности Ольги

Но интересоваться всем — значит ничем не интересоваться серьезно, углубленно, систематически, значит все брать только из чужих рук, узнавать с чужих слов, в порядке самообразования на домашнем досуге. Это значит лишь гоняться за всякими новинками — научными, художественными, общественными. При этом «томительная торопливость» ума очень опасна и может привести к поверхностному дилетантству

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный софт – сборники сочинений, готовые домашние задания по всем предметам