Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова

Коллекция сочинений: Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова

В одном из своих самых известных произведений – стихотворении “Смерть поэта», написанного после трагической гибели А. С. Пушки­на, – молодой поэт выступил как выразитель гнева народного, защитник славы народной и русской национальной культуры. Лирика Лермонтова, как писал Луначарский, — “это последнее эхо декабрьского восстания». Его по праву можно назвать одним из основоположников реализма в русской литературе. Его лирика носит революционный характер, в ней выражен протест против самодержавия и рабства в лице крепостного права, в ней звучит презрение к современности, жажда борьбы, отчаяние от сознания одиночества. Стихи Лермонтова носят исповедальный ха­рактер.

Творчество М. Ю. Лермонтова разнообразно. Он затрагивает в нем разные темы: тема поколения, отрицания современной действительности, тема одиночества, любви, дружбы, родины и другие.

Одной из таких тем в лирике Лермонтова является тема поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в лермонтовских стихотворени­ях, — это человек с твердой и страстной волей.

В стихотворении “Поэт» (“Когда Рафаэль вдохновенный», 1828), од­ном из первых стихотворений Лермонтова, поэт сравнивается с художни­ком, который, восхищенный своим искусством, “перед картиною упал». Но вскоре этот порыв восхищения проходит, и художник о нем забывает. Лермонтов пытается понять сущность поэта и такого явления, как вдох­новение:

Таков поэт: чуть мысль блеснет,

Как он пером своим прольет

Всю душу…

И вдруг хладеет жар ланит,

Его сердечные волненья

Все тише, и призрак бежит!

Лермонтов рисует образ поэта, который под властью вдохновенья “ча­рует свет» своими стихами, но, когда вдохновенье покидает его, он забыва­ет этот “огонь небесный» и только хранит в себе “первые впечатления» о нем.

В стихотворении “Молитва» (“Не обвиняй меня, всесильный»), напи­санном в 1829 году, Лермонтов называет творчество “всесожигающим костром», а “жажду песнопений» — “страшной». Это существенно отлича­ет его от поэтов прошлых лет, в особенности от Пушкина, для которого поэзия – дар, приходящий легко и естественно. Но Лермонтов – человек уже другой эпохи, он видит разъединение людей, а не их общность. Он видит, что люди изменились, что общество уже не то, и это нашло отраже­ние в душах людей, в их жизненных потребностях. Лермонтов также замечал, что в сей век “позорно малодушных» людей поэт утратил свое истинное назначение, “на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье». Об этом он четко сказал в своем стихотворении “Поэт» (“Отделкой золотой блистает мой кинжал») 1838 года. Автор использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным некогда оружием. Боевой кинжал был снят отважным казаком с убитого госпо­дина, затем стал предметом купли-продажи. В конце концов – это иг­рушка с золотой отделкой:

Теперь родных ножон, избитых на войне,

Лишен героя спутник бедный,

Игрушкой золотой он блещет на стене -

Увы, бесславный и безвредный!

Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Автор пользуется положени­ем бездейстия кинжала для сравнения его с поэтом:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Поэт вспоминает славное прошлое, когда поэт достойно выполнял свою

Миссию:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных. Лермонтов заканчивает стихотворение вопросом:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк.

Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

Лермонтов обвиняет поэтов-современников, променявших высокое на­значение поэта на обеспеченное, сытое существование. Он осознавал то печальное положение, в котором находились поэт и поэзия, и старался бороться за жизнь настоящего, подлинного искусства, а не заменять его пустой болтовней ради денег.

Художественное своеобразие стихотворения заключается в том, что поэт сравнивается с кинжалом – грозным оружием. В стихотворении много риторических вопросов, метафор (“покрытый ржавчиной презренья»), эпи­тетов (“осмеянный пророк»).

Для самого Лермонтова творчество — это спасительное освобождение от страданий, приход к вере, к гармонии. Он осознавал, что поэзия призва­на объединять людей, сила заключенного в слове чувства — зов человече­ства к высшей духовности.

Из стихотворения “Есть речи – значенье…» (1840) мы понимаем, почему в Лермонтове побеждала вера в поэзию при всей мучительности творческого процесса. “Из пламя и света рожденное слово» вызывает не просто волнение, а страстное желание творчества, порыв броситься к нему навстречу:

Как полны их звуки

Безумством желанья!

В них слезы разлуки,

В них трепет свиданья.

Это творчество, вера в “слово», помогают поэту сохранить веру в жизнь, в духовные, нравственные ценности и не пасть духом.

К сожалению, он чувствовал себя одиноким в своих убеждениях. В стихотворении “Журналист, читатель и писатель» (1840) Лермон­тов показывает три разные точки зрения на проблемы современности. Для читателя творения писателей не представляют никакой духовной ценности, они обращают внимание на:

Во-первых, серая бумага,

Она, быть может, и чиста;

Да как-то страшно без перчаток…

Читаешь – сотни опечаток!

Для читателей скучен простой и гордый язык, их тешат глупые рома­ны, блеск и обманы, читатель замечает: “В чернилах ваших, господа, И желчи едкой даже нету – А просто грязная вода».

Журналист тоже ругает писателей, но у него, в основном, мелкие на­падки: он говорит, что рад бы вовсе не браниться. Но в этом мире все опирается на деньги, и материальное благополучие для него важнее:

Приличье, вкус – все так условно;

А деньги все ведь платят ровно…

Поэтому журналист уговаривает сочинителя написать что-нибудь, что­бы было, что критиковать. Но писатель не хочет представить свои творе­ния на суд читателя:

Но эти страшные творенья

Читает дома он один,

И ими после без зазренья

Он затопляет свой камин.

Автор не хочет, чтобы его творения назвали “бранью коварной», но он не хочет и покупать славу такой ценой.

В этот век “позорно малодушных» людей поэт, “на мелочь душу раз­меняв», гибнет жертвой общих мнений, что для него особенно болезненно. “Да и о чем писать?» – спрашивает писатель, ведь все уже давно описа­но. Такое положение вещей угнетает поэта, он становится одиноким.

Последним стихотворением Лермонтова является “Пророк», напи­санное в 1841 году. Темой стихотворения является высокая миссия поэтического призвания и непонимание этого толпой Возвышенная идея общественного служения поэта ярко выражена Лермонтовым в образе пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех зем­ных благ жизни во имя служения этой высокой идее В основе стихотво­рения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение пророка не признается толпой. Эгоистическая, мелкая толпа отнеслась к пророку-поэту жестоко, она дошла до преследования, глумления и унижения его:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Картине грубости, мелочности мещански настроенной толпы Лермон­тов противопоставляет величественный образ природы, необыкновенной силы и красоты:

И вот в пустыне я живу…

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

В этом противопоставлении восторженного внимания звезд к проро­ческой речи поэта бездушному, жестокому отношению людей чувствуется глубокий протест Лермонтова против этого бездушия. В. Г. Белинский писал по поводу “Пророка»: “Какая глубина мысли! Какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России».

Лермонтов выступил достойным преемником Пушкина в вопросах о месте и назначении поэта и поэзии в современном обществе. Он продол­жил мысль о гражданском назначении поэзии, она должна откликаться на насущные нужды современности.

(function(){