Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге&qu

21 Май

В целом поэзия Александра Блока воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь, раскрывающая душевный мир человека, потрясенного предельно обострившимися в его поху общественно-историческими противоречиями. /

Связующим началом этой поэзии, точкой притяжения ее различных и многообразных тем служит образ самого поэта или, точнее Заявить, лирического героя, от лица которого идет лирическая исповедь. Блок открыто и прямо, как редко кто до него, утверждал в поэзии свою литературную личность, свое» я». Он сам охарактеризовал все свои стихи как растянувшийся на много лет» дневник его жизни».

Но великий лирический Поэт, говоря о себе и о своем, всегда говорит за всех и об общем. Потому что истинный поэт — всегда» эхо мира, а не только нянька своей души», по крылатому выражению М. Горького. Поэзия Александра Блока потому и приобрела такое мощное и широкое звучание, что Тот самый лирик, сумев почувствовать и воплотить в своем творчестве главное и решающее в жизни века — ту борьбу нового со старым, которая составила основное содержание исторического процесса, обрел право говорить уже не только от своего имени, но и от лица всего своего поколения, от лица тех, кого он назвал» детьми страшных лет России»:

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет Российской Федерации

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы —

Кровавый отсвет в лицах есть.

Время, история, буря века, бушевавшая вокруг Блока, — вот та среда, в которой рождалась его великая поэзия, и реальная русская жизнь предреволюционных лет всегда просвечивает сквозь ее сюжеты, символы и метафоры. Поэтому глубоко прав был Блок, когда однажды, выступая перед публикой со своими стихами, в ответ на просьбу прочесть» о России» он сказал:» Это всё — о России».

Путь» среди революций», пройденный Александром Блоком, был отнюдь не легким и не гладким.

Идут часы, и дни, и годы.

Хочу стряхнуть какой-то сон,

Взглянуть в лицо людей, природы,

Рассеять сумерки времен, —

Писал Блок, и именно это составляло суть и пафос его напряженных идейных и художественных исканий. Сумерки того времени, когда он жил и писал, порой, бесспорно, затемняли его зрение. Но вместе с тем сама жизнь властно переучивала поэта, вела его за собой и помогала ему стряхнуть с себя тяготившие его» сны».

В юношеской лирике Блока» Стихи о Прекрасной Даме» все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда. Все в этой лирике» робко и темно», зыбко и туманно, подчас неуловимо, только» намек» весенней песни, только клочок светлого неба, какие-то отблески, какие-то» клики»: И все это — знаки» нездешних надежд» на вселенское» непостижное чудо», на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы,» величавой Вечной Жены»,» Девы-Зари — Купины», в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее» спасти мир» и возродить человечество к новой, идеально-совершенной жизни.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

Все в облике одном предчувствую

Тебя. Весь горизонт в огне — и янестерпимо. .

И молча жду, — тоскуя и любя:

Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд,

Там жду я Прекрасной Дамы В мерцанье красных лампад:

Эта тема ожидания и предчувствия каких-то чудесных перемен — господствующая в юношеской лирике Блока. Поэт уже и тогда чувствовал неясную тревогу, ловил ее» знаки», уже и тогда замечал, что вокруг него ширится и растет» буря жизни» знаменательно в этом смысле стихотворение» Гамаюн — птица вещая», но еще страшился этой бури и пытался укрыться от нее в идеальный мир своей мечты и фантазии, где нет ни человеческих слез, ни мук, ни крови, а только музыка, розы, лазурь,» улыбки, сказки и сны».

Но наиболее существенно, что в интимный лирический мир Блока с каждым годом все более настойчиво врывались впечатления социальной действительности. Мирные деревенские пейзажи, на фоне которых развертывался мистический роман поэта с его Прекрасной Дамой, вытеснялись резко очерченными, часто фантасмагорическими картинами большого города точнее Заявить — Петербурга. И вот что особенно знаменательно: как только поэт стал внимательнее, пристальнее вглядываться в окружавшую его реальную жизнь, ему открылись ее чудовищные контрасты и непримиримые противоречия — голод голодных и сытость сытых, и в нем громко заговорила совесть.

Стихотворение» Фабрика», написанное в конце 1903 года, может рассматриваться как точка поворота на творческом пути молодого Блока. В образе кого-то» неподвижного» и» черного» поэт, впервые непосредственно обратившись к социальной теме, попытался выразить свое, тогда еще смутное, представление о» правопорядке», обрекающем человека на» томления рабьих трудов».

Революция 1905 года была глубоко пережита Блоком и сыграла громадную, можно Заявить, решающую роль в его жизни и судьбе. Она вывела поэта из состояния уединения и созерцательности, в котором он долгое время пребывал, показала ему лицо быстро меняющейся жизни, пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за свое писательское дело.

На смену мистическим видениям в таинственных храмах приходят реальные, неприкрашенные картины человеческого горя:

Мы встретились с тобою в храме

И жили в радостном саду,

Но вот зловонными дворами

Пошли к проклятью и труду.

Мы миновали все ворота

И в каждом видели окне,

Как тяжело лежит работа

На каждой согнутой спине:

Внимание Блока все больше привлекают» новые люди», поднимающиеся на арену истории» из тьмы погребов», — люди-труженики, творцы завтрашнего дня. В поэте просыпается чувство общественной активности. Сам он ищет гражданской отваги,» отважной красоты» и гневно обличает тех, кто остается слеп и глух к запросам жизни:

Я вижу: ваши девы слепы,

У юношей безогнен взор.

Назад! Во мглу! В глухие склепы!

Вам нужен бич, а не топор!

Блок не щадит и самого себя — за то, что и ему не хватает отваги, за то, что, искренне скорбя о нищих и бедных, он и хочет и не смеет» убить» —

Отомстить малодушным, кто жил без огня,

Кто так унижал мой народ и меня!

Кто запер свободных и сильных в тюрьму,

Кто долго не верил огню моему,

Кто хочет за Финансы лишить меня дня,

Собачью покорность купить у меня:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный софт – сборники сочинений, готовые домашние задания по всем предметам