Роман «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни

Коллекция сочинений: Роман “Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни

Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин», написан­ный в 1823—1831 годах, отразил жизнь русского обще­ства в один из интереснейших моментов его разви­тия — в эпоху пробуждения самосознания в обществе после Отечественной войны 1812 года, в период появле­ния в дворянской среде “лишних людей» и возникнове­ния тайных обществ. Истинный писатель всегда отражает в своем твор­честве то, что характерно для эпохи, в которую он жи­вет и творит. Листая страницы романа, погружаешься в неповторимый мир пушкинских 20-х годов XIX века: гуляешь по Летнему саду с Онегиным-ребенком, на­блюдаешь надменную скуку петербургской гостиной, слышишь разговоры поместных хозяев “о вине, о псар­не, о своей родне», переживаешь с Татьяной ее первую и единственную любовь, любуешься великолепными картинами русской природы.

Александр Сергеевич Пушкин удивительно точно, несколькими штрихами, рисует жизнь и быт всех слоев русского дворянства. Тон задает петербургское обще­ство.

Описывая один обычный день Онегина, автор фор­мирует у читателя полное представление о том, как проводили время молодые столичные дворяне 20-х го­дов прошлого века. На первый взгляд день героя насы­щен до предела:

Бывало, ом еще в постели:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенъя? В самом деле,

Три дома на вечер зовут…

Чем заполнен день Онегина? Прогулка по бульва­ру, роскошный обед в модном ресторане, театр, бал и позднее возвращение домой, когда уже пробуждает­ся “Петербург неугомонный». Символично, что трудо­вой город, выразительно и лаконично изображенный Пушкиным, живет по другому времени. Их пути не пересекаются.

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит…

Главный герой романа живет в эпоху, когда крепо­стное право, против которого выступало передовое дворянство, еще не было отменено. Это было время про­буждения самосознания в обществе, что не могло не от­разиться на внешней стороне жизни дворянства. Мы видим, как расширяется круг знакомства с западноев­ропейской литературой. Имена Канта, А. Смита, Гиббо­на, Гердера, Руссо говорят об интересе дворян не толь­ко к художественной литературе, но и к серьезным на­учным произведениям:

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Интересы и интеллектуальные увлечения дворян­ской интеллигенции А. С. Пушкин раскрывает не толь­ко в образе Онегина, но и в образе его друга Ленского. В этих разных по характеру героях полно и глубоко выявляется интеллектуальный уровень молодых людей того времени. Их объединяет пытливый ум, эрудиция. Споры этих представителей дворянской молодежи опи­раются на труды европейских философов, экономистов, историков. Это говорит об ориентации молодых дворян того времени на культуру Западной Европы, что, с од­ной стороны, свидетельствует об их высокой образо­ванности, а с другой — о потере интереса ко всему рус­скому. Особенно остро это чувствует Татьяна, ставшая “равнодушною княгиней», “законодательницей зал». Какая глубокая грусть звучит в ее словах, обращенных к Онегину:

…Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

Пушкин сумел необыкновенно ярко показать мос­ковское дворянство. Он представил нам этот свет, “цвет столицы», в лицах — это “знать» и “моды образ – цы», “везде встречаемые лица, необходимые глупцы». На балу мы видим и “бального диктатора», и “залетно­го путешественника», и субъекта, заслужившего изве­стность “низостью души», и “на все сердитого господи­на» — но дельного человека среди них нет.

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум;

Не улыбнется темный ум,

Не дрогнет сердце, хоть для шутки.

И даже глупости смешной

В тебе не встретишь, свет пустой.

Точная характеристика столичной элиты, данная Пушкиным в этих строках, показывает чопорность, над­менность, фальшь, а также убийственную скуку этой блестящей и пустой жизни. Представители поместного дворянства тупы и неразвиты. Их разговоры бессмыс­ленны: о сенокосе, о родне, о псарне; на именинах у Та­тьяны “целью взоров и суждений» был жирный пирог, “к несчастию, пересоленный». Становится понятной хан­дра Онегина, глубокая и скрытая грусть Татьяны кото­рым трудно жить в таком окружении.

Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно…

В результате мы приходим к выводу, что в основе характера московских дворян лежит бездуховность, отсутствие каких-либо интересов, застойность жизни. Но в то же время мы замечаем, что семья Лариных описана Пушкиным по-другому, с симпатией, потому что его привлекает в этих людях простота, отсутствие фальши:

Они хранили в – жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели,

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод…

Автор явно симпатизирует Лариным из-за их близос­ти к русским национальным традициям. Лучшие нравст­венные качества Татьяны воспитаны не француженкой-гувернанткой, а крепостной няней. Недаром охваченная любовью к Онегину Татьяна открывает душу своей няне как самому близкому человеку на свете. Но, когда чита­ешь их диалог, возникает впечатление, что эти две жен­щины разговаривают на разных языках, совершенно не понимая друг друга. В рассказе “Филипьевны седой» мы находим осуждение Пушкиным крепостного права, кото­рое отнимает у людей даже право любить.

Но душа народа живет в песне, которую поют дво­ровые девушки, “собирая ягоду в кустах», в сказках, обычаях, обрядах. Поэтому описание природы напол­нено в романе картинами народной жизни, что придает ему национальный колорит.

Роман “Евгений Онегин» — это сложное и многопла­новое произведение, в котором А. С. Пушкин касается разрешения самых разных трудностей, как нравствен­ных, культурных, так и социальных, экономических, бы­товых. Этот роман является истинной энциклопедией русской жизни, в которой отражены не только судьбы людей, но и вечные проблемы, существующие в любое время.

(function(){