“Роковой вопрос и современный мир. (Паскаль и Достоевский как стратегические мыслители)

Тарасов Б. Н.” Роковой и вековечный вопрос о необходимости понятия бессмертия души для прогресса”, – заключает Достоевский в результате раздумий о” тайне человека”, как бы соединяя проблемы религии и высокой метафизики с ходом эмпирической истории и конкретной деятельностью человека, выделяя в многомерной реальности христианства одно из его, так сказать, практических приложений.” Представьте себе, – замечал он в одном из писем, – что нет Бога и бессмертия души бессмертие души и Бог – это всё одно, одна и та же идея. Скажите, для чего мне тогда жить хорошо, делать добро, если я умру на земле совсем? Без бессмертия-то ведь всё дело в том, чтоб только достигнуть мой срок, и там хоть всё гори. А если так, то почему мне если я только надеюсь на мою ловкость и ум, чтоб не попасться закону и не зарезать другого, не ограбить, не обворовать, или почему мне если уж не резать, так прямо не жить на счёт других, в одну свою утробу?”

Опыт, однако, показывает, что именно” эмпирики” и” прогрессисты” архитекторы и прорабы как” социалистического”, так и” капиталистического” Вавилона, уповающие на разум или науку, здравый смысл или прагматизм, частную или общественную собственность, информационную или биологическую революцию,” шведскую” или” американскую” модель социального устройства, склонны игнорировать” роковой и вековечный вопрос”, не замечать его значения для сохранения не только их же собственных ценностей,” прав человека”,” социальной справедливости”,” гуманизма” и т. д. и т. п., но и вообще жизни на земле. Правда, среди новых завихрений воинствующего экономизма порою раздаются беспокойные голоса, пытающиеся восстановить единство нормального а не самозабвенно патологического, в перспективе самоуничтожающегося” прагматизма” и” метафизики”, показать связь тех или иных практических проблем с” роковым вопросом”. Например, в статье Ю. Шрейдера” Экология, этика, цивилизация”" Новый мир”, 1994, № 11 речь заходит о том, что в атеистическом и рационалистическом

В том же номере журнала” Новый мир”, в статье А. Шмемана” Воскресные беседы”, связь” рокового вопроса” с разными сторонами самосознания личности и принципиальной направленности человеческой деятельности рассматривается в плане основополагающей и” невидимой” альтернативы – борьба в современную эпоху разворачивается не между несходными политическими идеологиями или экономическими системами, а между религиозным и атеистическим пониманием жизни, между разными интуициями и восприятиями человека и его назначения в мире, между подлинной и мнимой свободой, между личным и безличным:” если нет её личности – Б. Т. высшего обоснования, если человек не” сверху”, а” снизу”, если он всего лишь мимолётное явление, тогда заботиться надо только об естественном отборе со всеми вытекающими отсюда и обставляемыми” приличиями” и” законами” последствиями. Если нет Бога, то, в сущности, нет и человека, а есть лишь безличная масса”.

По убеждению А. Шмемана, в истории человечества нет другого обоснования личности, кроме евангельского образа Христа, полагающего в любви к Богу и ближнему цель и смысл жизни. Однако в процессе истории высокое представление о человеке как об образе и подобии Божием, носителе подлинной свободы и любви постоянно снижается в претендующих на всеобщность категориях материалистического детерминизма, согласно

(function(){