Родной край

Цель. Воспитывать любовь и уважение к родной земле, к природе родного края, родного села, людей, работы, оказывать содействие развитию творческих способностей детей. Формировать убежденность в нетленности духовных сокровищ народа, повагу к родителей, к природе, к земле-кормилице.

Оборудование. Крестьянский дом, плетень, полотенца, мальвы, прялка, рубель и скалка, прялка, корзинки из лозы, выставка работ учеников из истории родного края.

Ход мероприятия

1-и ведущий. Добрый день, уважаемая семья! Нет, я не ошиблась, сказав именно так, так как думаю, что сегодняшний праздник – это еще одна ступенька к родственному единению.

2-и ведущий. Счастливые мы, что родились и живем в нашей замечательной, богатой, живописный земле, на нашей знаменитой Украине. Здесь жили наши родители, здесь наш корень рода украинского.

(Песня «Семья, семья» ).

1-и ведущий. История нашего села достигает в давность XVII столетие. В том месте, где река Псел изменяет свое русло из северного на северо-западный на урочище Катран в 1678 году было основанное село Бишкинь.

    Родная земля

    0,родная земля, я навек с тобой!

    Душа поет от чистоты красоты

    Твоих приветов, пробужденных весной,

    Твоих жилье богатых на соль-хлеб-соль.

    С тобой, добрая, я всегда с тобой

    1 улыбнется миру щедрость нив.

    Тебя люблю, о тебе я пою!

    В жизни весь возраст завдячую тебе

    И наводнение сил слышу в себе.

    Тебе одной – песни мои на радость,

    О тебе мечты – думы во всякое время.

    Никакой с тобой не уравняться,

    Много е земель – единая в нас

    Цветущая земля, росяная и чистая.

    Ты наиболее дорогая в звездах, колосках,

    Тебя народы свободной Отчизны

    И берегут, и прославляют в возрастах!

2-и ведущий. Первыми жителями нашего села были переселенцы Правобережной Украины из села Бишкинь Змиивського уизду. Но существует еще несколько легенд о его учреждении. Все эти легенды собранные и систематизированные учениками школы.

1-и ведущий. Наши предки почтительно относились к земле, уважали каждый ее клочок. Поэтому Бишкинь построенная на песчаной земле, а все земельные участки расположены в поле на черноземе. Так как предки считали за грех занимать плодородные земли под усадьбы. Для того чтобы остановить продвижение песков, люди посадили сосновые посадки, которые хорошо растут на наших землях.

    Наши предки мудрыми были,

    Плодородные земли присматривали, берегли.

    Чтобы густые урожаи родили,

    За селом черноземы поделили.

2. А где земля менее родит, где пески, Велели жилье возле синеглазой реки. Прислонялись тесно так, хата к хате И двор от двора отделяли плетнем.

3. В селе все улицы узенькими были На них два телеги розминуться не могли. Так вот, как возникнет пожар край села, Не одна улица сгореть здесь могла.

4. Чтобы защитить от огня жилья, Садили люди вокруг связки веселые. Поэтому й сегодня, вы заметите сразу, Растут возле жилье могущественные вязы.

(Песня «Это моя земля»).

2-и ведущий. Все больше отдаляются от нас в неистовом темпе атомной эпохи беленькая хата, обсаженная кудрявыми вязами, с колыбелью и мудрым усмихом отца. В этой хате – наш корень рода, что-то одвичне, как жизнь, и святое, как мамина песня.

1-и ведущий.

Ты пришла и счастье, и бедствие, Уважала мой труд и пот, Из-под серой теплой стрихи, Ты смотрела жадно в мир. Отворяла ты кротко двери, Для новой жизни и добрая. Друзей звала к ужину, По-родственному дом моя старая. Иметь. Внимательно, доченька вышивай: крестик к крестику ривнесенько клади. Дочурка. Хорошо, мама.

Иметь. Пока на дворе холодно и работы на огороде нет, нужно и о приданом заботиться. Вижу, как соседский Иванко на тебя засматривается, может, скоро и старост ждать? А ты еще полотенец и рубашек немного вышила, что людям покажем? Так что поспишай, дочурку.

Дочурка. Мама, а для чего так много полотенец вышивать?

Иметь. А чем будем старост вязать, дом квитчати? Ведь полотенце – это обереги, они жилье от злых сил берегут. Дом без полотенец, доченька, что семья без детей. Полотенце – лицо жилья. Он будет характеризовать твое мастерство,

опрятность. Недаром в народной песне говорится: «Держи дом, как в венчике, и рушничок на колышке».

(Песня «Вышита сорочка» ).

Дочурка. Хорошо, мамочко, буду вышивать.

Иметь. Пусть яркими будут твои вышивки, чтобы шла добрая слава о твоих золотых руках. Вон видишь, как наш Василько от отца науку перенимает. Замечательная корзина у него выходит. Смотри, в хозяйстве согласится. А весной уже и плетень вдвоем с отцом будут чинить.

Отец. Бэры, сынку, лозу ривненьку, придавливай тугенько, чтобы корзина вышла красивая. А скоро пойдем лозу заготовлять. ее нужно заготовлять зимой, когда дерево отдыхает. Тогда после обработки она гибкая и годится для работы. Старайся, помощнику мой.

Сын. Я стараюсь, отцу. Правда же хорошо выходит? (К дому заходят).

1-а девушка. Добрый вечер в вашем доме!

Хозяйка. И вам добрый вечер, дивчатонька! Проходите, голубоньки!

2-а девушка. А мы по вашу Галю зашли. На вечерницы ее забрать.

Хозяйка. А что, только гулять идете, или и работу взяли?

Девушки. Взяли!

Хозяйка. А новости интересные принесли? Пока девушки будут рассказывать, ты, Галю, составь эти полотенца и погладь рубашку. (Девушка гладит рубашку рублем и скалкой).

3-я девушка. Говорят, титонько, у Кристины Бондаривни сватанья сегодня… Или, может, вы уже слышали?

Хозяйка. У Кристины? Нет, не чуткая. А чего же, пусть идет замуж, хорошая она девушка и полотенец много приобрела.

4-а девушка. А кто сватает Кристину? Что за парень, откуда?

1-а девушка. Хороший ли парень – не знаю, так как из соседнего села, с Суховоли, но люди говорят, что добрый и работящий.

2-а девушка. А еще Екатерина рассказывала мне, что земли у него много, одиночка в матери. Итак не будет плохо Кристине в Суховоли.

Хозяйка. А что же, пусть и ей, сироте, счастье улыбнется.

3-я девушка. Девушки, а чего это мы сидим? Давайте песню запоем.

(Песня «Распустили кудри девушки»).

Дочурка. Мама, я взяла полотенца вышивать.

Иметь. Хорошо, дочурку.

Девушки. К свиданию, титонько!

1-И ведущий. Из деда прадеда на наших землях жилы трудолюбивые люди. Они занимались земледелием, скотоводством, лозоплетинням, добывали торф, были умелыми мастерами.

2-и ведущий. Село всегда жило заботами о поле, об урожае, о благоустройстве и благосостоянии. Одно из древнейших занятий каждой сельской семьи было ткачество и изготовления и обрамление одежды.

1-и ведущий. Много народных промыслов в связи с развитием производства стали неактуальными. Но и к сегодняшнему дню мужчины в нашем селе занимаются лозоплетинням, а женщины – вышиванием.

(Песня «Мне рубашку мать вышивала»).

2-и ведущий.

От слова «отец» в слове «родина» -

Надежда, сила, вера и тепло.

Это же будь Вкраини всегда верным сыном,

И береги свой край, свое село!

Мальчик.

Спросил меня младший братец: Что стоит за словом «Родина»? Я не знал сразу, что сказать, И сказал: – Может, это тропинка Что бежит к нашему огороду; Может, то садочок свыше рощей, Те песни, которые спивани народом, Жаворонок, который спива под небосклоном?

Девочка.

Может, то садочок пышный цветом, Или колодец с чистой водой. Поле, которое так вкусно пахнет летом, Или стебель поена росой?

Мальчик.

Наверное, Родина, то рубашка, Вышитая бабусеньки руками. Это девушки, квитчани в венчики, То светлицы, наряженные полотенцами.

Девочка.

Дидусеви поседевшие виски,

Улыбка на маминых устах,

Мозолистые татови ладони

И василька сыне в ржах.

Мальчик.

Знаешь, брат, наверное, Родина,

Это наша семья и дом,

Это земля, которая носит название Украина,

Это село под названием Бишкинь. (Песня В. Кондратова «Моя "Украина» ).


(В зале звучат украинские патриотичные песни. Сцена торжественно украшена. Звучат позывные (мелодия песни Т. Пепгриненка «Украина»).

1-и ведущий.

    Земля родная!

    Мозг мой свитлие,

    И душа нижнишою становится,

    Как твои сподиванки и мечты

    У жизнь вливаются мое.

2-и ведущий.

    Кто тебя любовью обворует,

    Кто твои заботы обойдет,

    Пусть того земное тяготение предаст

    И с проклятием безвестность проглотит!

В. Симоненко (Звучит Гимн Украины. Ведущие остаются на сцене).

1-и ведущий. Тернистой и длинной была дорога украинского народа к независимости. В течение столетий украинцы боролись за свое место под солнцем. Много жизней и судеб было положено у имени нашей Родины…

(Звучит мелодия. Выходит Украина). Украина (гордо, пафосно).

    Я – Украина, твоя Украина,

    Никто не поставит меня на колена!

    Сыновья мои родные, друзья и браття,

    В конце концов освободились мы от проклятия! (Украина делает несколько шагов вглубь сцены. Звучит аутентичная мелодия. Из кулис выходит Князь, читает отрывок из поэмы Марии Морозенко «Князь Святослав»). Князь.

    Вам, грядущие герои,

    Я песню славы запою.

    О Киевской Руси величественную,

    О временах княжеские вспомню.

    0 русские вои,

    Сколько вас полегло

    На чужой и родной земле.

    Сколько не возвратило домой

    К Лель своих дорогих.

    Как часто заглядывали вы в глаза смерти,

    И самая смерть отступала,

    Недоумевая смелости

    И отчаянности вашей.

    И багровели поля дождем крови политы,

    Засеянные слезами прощания.

    И буйный колосья возрастал на этих полях,

    А выпеченный из того колосьев хлеб

    Прорастал в душах силой отваги

    И непреодолимым духом свободолюбия.

    И на место погибших становились новые воины.

(Князь склоняется в поклоне перед Украиной. Украина дарит ему меч).

(Вмикаеться казацкий марш. Выходит казак, читает стих Василия Стуса «Сто лет, как сконала Сечь…» ).

Казак.

    Сто лет, как сконала Сечь.

    Сибирь. И соловецкие кельи,

    И глупая облегает ночь адский край и вопль адский.

    Сто лет мучених надежд,

    И ожиданий, и вер, и крови

    Синел, что за любовь клейменные,

    Сто сердец, как сто полыханий.

    Из шаровар, из пыльного дома

    Рабы возрастают к сыновьям

    Своей Украины-Матери.

    Ты уже не згинеш, ты двожилава,

    Земля, рабована возрастами,

    И не скарать тебя душителям

    Сибирами и соловками….

    (Украина дарит ему булаву.

    Вмикаеться песня об Украине.

Из-за кулис выходит Диссидент, читает стих В. Симоненко).

Диссидент.

    Сколько у тебя глаз,

    Сколько рук и мозолей,

    Сколько капель в Днепре

    И в небе звезд.

    Ты не падал вот ветра,

    Из беды не обезволив,

    Не надвинул на душу

    Позора козырьков.

    …Скромная работа моя -

    Это не пышное украшение,

    Но в том, ей-богу,

    Не вижу беды -

    Что-то у меня было

    И от деда Тараса.

    И от прадеда – Сковороды.

    Не ищу к тебе

    Ни тропы, ни брода -

    Ты в груди моих,

    В лбе и в руках.

    Упада я звездой,

    Мой вечный народ,

    На трагический и длинный

    Чумацкий твой путь.

(Диссидент склоняет главу перед Украиной. Украина дарит ему книгу. На последних словах вмикаються звоны. На фоне звонов говорит Украина). Украина.

    Земля Евшана, тополина,

    Тот неповторимый родной край,

    Что с ним связала пуповина, -

    Детских лет ясных розмай. Князь.

    На этой земле нас окрестили,

    В купели крестом святым

    Животворящим защитили,

    Чтобы не влягали духам злым.

Казак. .

    Здесь все на миру неповторимое,

    Здесь столько ласки и теплая,

    Ласковым литеплом прижмет

    Кого – Днепр, кого Сула.

    Диссидент.

    Возрастами ветер непрерывно

    Горами волну поднимает…

    В земля родная, Украина!

    В мире другой – нет.

Д. Билоус

(Звучит песня «Эй вы, козаченьки…». Чтецы исполняют литературные композицию на поэзию Нины Супруненко «С Украиной в сердце». Звучит мелодия).

(Звучит песня «Одна единая Украина» ).

1-и ведущий.

Земля моя щедрая на слезы и таланты, Земля, которая окроплена росами и кровью, Была и остается нашим гарантом Духовности, искренности, веры и любви.

2-и ведущий.

Я здесь родилась. Живую. Проживаю. Хотя в других странах видавшая виды я радушно, И лучшего в мире не видела края, Чем наша земля – и гордая, и богатая!

(Звучит песня «Край, мой родной край»).

1-и ведущий.

В стенах храмов и святынь Сияет нам празднично, Как солнце, выпеченный хлеб И выпестованное слово.

2-и ведущий.

Этот сплав чудесный, золотой Из овражистых зерен-литер: «Не бросай хлеба, он – святой, Не бросай слов на ветер!».

1-и ведущий.

Всем рабочим рукам, молодым и старым, Всем, кто землю свою украшает…

2-и ведущий.

Всем, кто прославляет ее, кто растит урожаи, Караваем всех угощаем!

(Музыка усиливается. Выходит девушка в украинском национальном костюме, угощает зрителей караваем).

(function(){