Размышления о судьбе народной в творчестве Н. А. Некрасова

Коллекция сочинений: Размышления о судьбе народной в творчестве Н. А. Некрасова

Глубокая любовь к почве звучит в произведениях

Некрасова, и Поэт сам искренно сознает эту любовь…

Одинаково любит он эту почву и тогда,

Когда говорит о ней с искренним лиризмом,

И тогда, когда рисует мрачные или грустные

Картины.

А Григорьев

Некрасов смотрел на мир глазами народа. В стихотво­рении» Родина» он не может найти ничего положительно­го в крестьянской жизни из-за» глухого и вечного гула по­давленных страданий»:

И с отвращением кругом кидая взор,

С отрадой вижу я, что срублен темный бор —

В томящий летний зной защита и прохлада.

Поэт понимает, что народ сам не может выбрать пра­вильный путь борьбы за счастье и справедливость. В своих произведениях он хочет указать на все тяготы, несправед­ливость быта, жизни, направить развитие мысли народной в верное русло. И для того чтобы донести до народа свои мысли, Некрасов обращается к лирической форме. В сти­хотворении» В дороге» он опирается на собственную осно­ву, немыслимую для поэтического произведения, показы­вает характерную крестьянскую речь:» слышь ты»;» зна-мо-де»;» девка»… Некрасов рисует всю убогость, серость и душевную неразвитость русского крестьянина. Он настоль­ко привык жить в рабстве, постоянном угнетении, что даже не помышляет о возможности другой жизни. Идея этого стихотворения: всевластие, произвол дворянства, как в доб­ре, так и в зле. Но трагедия народа не только в этом непо­нимании.

В стихотворении» Забытая деревня» поэт говорит о том механизме, который работает и без помещика. Этот механизм заложен системой деспотизма, и поэтому у крестьян складывается ложное восприятие жизни. В менталитете рус­ского народа закреплено понятие преданной веры в кого-нибудь. Русский крестьянин должен на кого-то опираться, должен во что-то и в кого-то верить, и поэтому жизнь от рождения до смерти, проведенная в рабском, изнуряющем труде, порождает веру в неизбежность жестокой системы, убивающей в человеке личность.

Но в то же время у Некрасова есть и оптимистические стихотворения, например,» Школьник», в котором автор создает образ отца, готового отдать последний грош на об­разование сына, чтобы тот стал настоящим, свободным че­ловеком:

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездонна та Природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных, то и знай, —

Сколько добрых, благородных,

Сильных, любящих душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

В стихотворении» Размышления у парадного подъезда» Некрасов сопоставляет два мира: мир богатых, праздных и мир трудящихся, где царит» скорбь народная». Поэт пока­зывает презрение вельмож к народу:» Гони! Наш не любит оборванной черни!» Чувства народа гораздо сложнее. Они никак не могут переступить через свою веру в доброго царя и доброго хозяина. Они послушно уходят, даже не осмели­ваясь судить этого барина.

С сатирой и в другом стиле описывает Некрасов безмя­тежную старость вельможи. И как заклятие пишет строки:

И со славой умрешь!

Совсем иначе звучит последняя часть стихотворения, где рассказывается о народе. Эта часть написана как народная песня, которая передает стон, страдания:

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля.

На мой взгляд, самые сложные размышления поэта о народной жизни изложены в поэме» Кому на Руси жить хорошо». Автор понимает, что это риторический вопрос, но очень хочет указать путь к счастью для всех людей. Русский крестьянин — главный герой этой поэмы. В ней множество крестьянских портретов — групповых и индивидуальных. Са­мый типичный портрет русского крестьянина — это Яким Нагой:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот, у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле,

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука — кора древесная,

А волосы — песок.

Поэт, смотревший на мир глазами народа, находит яр­кие сравнения, выразительно передает облик крестьянина. Сами названия деревень, в которых живут крестьяне: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, — характеризу­ют условия жизни в них.

В поисках счастья семь мужиков встречаются со многи­ми людьми, и этим Некрасов показывает, что во всей Рос­сии царят бедствие и страдание. Века крепостной жизни не прошли бесследно для крестьян. Некрасов с горечью отмеча­ет, что многие из них, сломленные тяжелой жизнью, стано­вятся слепыми исполнителями барской воли. Наряду с ними Некрасов показывает немногих протестующих крестьян.

В эпилоге в образе Гриши Добросклонова Некрасов по­казывает, что молодежь мыслит по-новому. Гриша встал на путь сопротивления, он верит в лучшее. Автор не со­мневается, что у русского народа огромный потенциал. Он видит, что сознание крестьян, хотя и медленно, но меняет­ся. Этой поэмой Некрасов хотел сказать, что русский народ созрел для осознания необходимости другой жизни, что можно и

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный софт – сборники сочинений, готовые домашние задания по всем предметам