Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. Тютчева

Ф. И. Тютчев, несомненно, великий трагический Поэт. Его раздумья о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны. Мотивы безысходного отчаяния, страдания и одиночества не исчерпывают, конечно, всего творчества поэта, но занимают в нем значительное место.

Поэт стремится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается противопоставление” вечного” и” мгновенного”, постоянно возрождающейся природы и короткой человеческой жизни. Поэт не как философское, умозрительное понятие, а как реальность воспринимает Бесконечность, Вечность. В этой Вечности жизнь человеческая — лишь короткая вспышка.

Это парадоксально, но одновременно с ничтожностью индивидуального бытия Тютчев ощущает и его колоссальность:” Я, царь земли, прирос к земле”,” По высям творенья, как Бог, я шагал:” Подобная раздвоенность вообще свойственна поэту. Для него у каждого поэтического понятия есть изнанка: гармония — хаос, любовь — смерть, Вера — безверие. Человек постоянно пребывает между небом и землей, между днем и ночью,” на пороге двойного бытия”. Душа — постоянно” жилица двух миров”.

Может быть, это восприятие личности на грани” двух миров” и объясняет пристрастие Тютчева к образу сна, сновидения, где человек как никогда приближается к границе двух разных жизней. Сон в восприятии поэта тоже неоднозначен. С одной стороны — это некая форма существования, близкая к хаосу частый образ у Тютчева. В одном из стихотворений Сон — близнец Смерти. С другой стороны, сон может быть и” благодатным”, и” волшебным”, и” младенчески-прекрасным”.

“Двойственность” Тютчева ослепительно проявилась в стихотворении” Сон на море”. Он пишет:

:Я, сонный, был предан всей прихоти волн.

Две беспредельности были во мне,

И мной своевольно играли оне.

И в том же стихотворении:

По высям творенья, как Бог, я шагал,

И мир подо мною недвижный сиял.

Все эти образы-символы не только говорят о существовании человека на границе сна и яви, покоя и бури, но также показывают ту огромную роль, которую человек играет в мироздании. Странное сочетание, так свойственное Тютчеву: он подчинен” прихоти волн” и в то же час” шагает по высям творенья”.

Тютчев никогда не уставал изрекать о том, что человек — часть природы, ее неотделимая частица. В то же час, особенно в раннем творчестве, он замечал, что у человека существует потребность уйти от толпы, уединиться в себе:

Лишь существовать в себе самом умей —

Есть целый мир в душе твоей:

Этот мотив снова звучит в стихотворении” Душа моя — Элизиум теней:” Душа чуждается” живой жизни”, толпы, она живет своими воспоминаниями. Хотя так происходит, но это совсем не благо для поэта. Напротив, он стремится аккурат к” живой жизни” особенно в ранней лирике:

Нет, моего к тебе пристрастъя

Я скрыть не в силах, мать-земля!

Если ранней лирике Тютчева свойственно противопоставление мироздания и отдельного человека огромной скалы и крошечной песчинки, то позже поэт” спускается на грешную землю”, зачастую не ограничиваясь умозрительными рассуждениями, а прослеживая человеческую судьбу. Начинает проясняться своеобразная жизненная философия: чем труднее, обреченнее живет человек, тем сильнее любит он землю. Обреченность, мучения, порой более того смерть, соседствуют с неизбывной любовью к миру. Сияющий мир во всем великолепии появляется у него более того в трагичнейшем стихотворении о любви” Весь день она лежала в забытьи:” Женщина любимая женщина лежит на смертном одре, а за окном продолжается жизнь.

Для Тютчева характерны размышления о смерти, о горестях, о безрадостности человеческого удела, о слезах:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой:

Вся поэзия Тютчева пронизана трагизмом одинокого существования, раздвоенностью души, неверием, часто — отчаянием. Но сообща с тем у позднего Тютчева все чаще звучит мотив непокорности судьбе, жажды борьбы, за пределами которой жизнь теряет свое оправдание:

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,

Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

Да, борьба безнадежна, но бороться надо! В этом, может быть, один смысл бытия.

Контраст лирики Тютчева заключен, с одной стороны, в его упоении жизнью, ощущении радости, неповторимости бытия, с другой — в осознании скоротечности жизни, в восприятии ее как чего-то призрачного,” тени от дыма” даже

(function(){