Наташа Ростова и Элен: два женских типа и две судьбы. По роману Л. Н. Толстого Война и мир»

И Наташа, и Элен — женщины одного круга, светские дамы, но как различны они по характеру и воспитанию!

Элен — красавица, однако красота ее мраморная, холодная, мертвая, а на теле» как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по нему». На ее прекрасном лице постоянная улыбка, но она ничего не значит, одинаковая вечно и для всех. По сути, это маска, скрывающая пустоту души и тупость» великосветской графини». Когда рассказ кого-либо из гостей салона производил ощущение, Элен оборачивалась к Анне Павловне и принимала такое же выражение, какое было на лице фрейлины. Потом она» опять успокаивалась, в сияющей улыбке».

Совсем по-иному красива Наташа Ростова. У нее слишком большой рот, худые плечики, но она привлекательна своей искренностью и непосредственностью. Князь Андрей, разочарованный, понявший всю тщетность своих честолюбивых желаний, после разговора с Пьером и встречи с Наташей возрождается к жизни. Он видит молодую, радостную, счастливую девушку и спрашивает себя:» Чему она так рада? О чем она думает?.. И чем она счастлива?»

Нечаянно подслушав разговор у окна восхитительной ночью, узнав мечту Наташи летать, как птицы, Болконский вдруг увидел красоту кругом и понял, что существовать стоит. Теперь ему мало было просто никому не мешать, ему захотелось совершать, совершать людям добро. Совсем противоположное, тяжелое чувство вызывает у Пьера Элен. Еще до женитьбы он чувствовал какой-то обман; ненатуральность их отношений приводила его к тяжелым размышлениям.» Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, — думал он. — Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное». А после свадьбы он понял всю ничтожность и низость этой женщины.» Где вы — там разврат, зло», — говорит он, узнав, что Элен сводила своего брата с Наташей.

И ещё больнее Пьеру оттого, что обманули ту, которая, он знал, от всего сердца верила в людей, в любовь и мечтала о счастье, которая вечно и во всем отдает себя целиком, не раздумывая.» Эта девица такое сокровище, такое: Это редкая девушка», — отзывается Пьер о Наташе. И так же, как не было у нее сомнения в том, что надо бежать с любимым человеком, коль она его любит, а по иному нельзя, так же не стоял перед ней вопрос о том, отдать подводы для раненых или увезти свои сундуки. Да и как же можно не сделать этого?» Это не может быть, чтобы вы приказали: Это не может быть!» — взволнованно говорит она. И реально, кажется, нельзя было до пустить мыслить по иному. Но нет, оказывается, можно, как сделал Берг, прикупив по дешевке» шифоньерочку» в минуту народного горя.

Наташа, как и другие положительные герои романа, истинная, деятельная патриотка. Она любит свою Родину, свой народ, в который верит и которым гордится. В душе ее есть что-то неповторимо русское, то, что не прививается искусственно, но впитывается с молоком матери. В Наташе жив народный дух, заставивший ее любить песни дядюшки, который» пел так, как поет народ», помогший ей сплясать в его доме истинно по-русски. Она тонко чувствует красоту природы.

Трудно себе представить Элен на месте Наташи. В ней, в Элен, нет ни чувства, ни музыкальности. Кажется, что и личность ее тоже покрыта лаком внешних условий света. Элен не поет, не понимает музыки, не замечает природы. Наташа же не только чудесно танцует, но и прекрасно поет — проникновенно, с душой, забывая обо всем. Музыкальный человек вечно более чуток, глубже чувствует. Такова Наташа. Несмотря на внешнюю грубость манеры в обращении с матерью, она вечно могла так обнять ее, что графине не было ни больно, ни неловко. И наоборот, высокомерно проплывающая по залам Элен на самом деле груба и бестактна.

Толстой неоднократно употребляет слово» грубо», характеризуя действия Элен. Когда Пьер нагнулся поцеловать ее руку, она» быстрым и грубым движением головы перехватила его губы:». А как жестоко и грубо она говорит с Пьером после его дуэли с Долоховым! Снята маска, и показалось истинное, отталкивающее лицо Элен. Наташа же вечно остается сама собой. Везде видна ее нежная личность. Вот она плачет с Соней, не зная отчего, но только петому, что плачет подруга, вот она от всего сердца радуется, когда видит, что не только сама счастлива от любви к Болконскому, но и Соня с Николаем, вот она, чуть не плача от жалости, отказывает сватающемуся Денисову. Наташа живет честно, душой. Пусть она ошибается, путается, начинает и бросает, главное — она вечно борется, вечно беспокойна.» Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный софт – сборники сочинений, готовые домашние задания по всем предметам