Мое отношение к Ленскому

Коллекция сочинений: Мое отношение к Ленскому

В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” представлен еще один тип молодого человека 20-х гг. XIX в. — юный поэт-романтик Владимир Ленский.

В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно про­тивоположный характеру Онегина, отвлеченный и совершен­но чуждый действительности. Это было, по мнению В. Г. Бе­линского, совершенно новое явление.

Ленский молод, ему всего восемнадцать лет. Он талантли­вый поэт, лирик, убеждения его самые передовые: благород­ные мечты о свободе народа. Но, несмотря на свое довольно солидное по тому времени образование (он обучался в университете в Германии, в Геттингене), Ленский, как настоящий романтик, не только совсем не знает жизни, но и не стремит­ся узнать ее.

Изучение действительности ему заменяет безотчетная, но непоколебимая вера в его романтические идеалы: высокую дружбу, вечную, идеальную любовь. Когда он в жизни встре­чает противоречия своим идеалам, то приходит в уныние, в отчаяние и изливает свои чувства в элегических стихах или же, как человек необыкновенно горячий и решительный, сра­зу пускается на самые необдуманные действия. Так, под впе­чатлением своих предположений, далеких от действительно­сти, “кипя враждой нетерпеливой” к своему вчерашнему дру­гу, Ленский становится под пулю холодного и равнодушного Онегина.

Мне жаль этого наивного, пылкого и безрассудного юношу, ведь это благородный, душевно чистый человек, полный “воль­нолюбивых надежд”, жажды труда, знаний. Ленский, к тому же, талантливый поэт.

Но дальнейшая его жизнь, останься он в живых, мне неяс­на. Он мог в равной мере стать известным писателем или же мало-помалу превратиться в обывателя, ленивого барина, ра­зочарованного циника. Довольно резкую характеристику Лен­скому дает В. Г. Белинский. “Люди, подобные Ленскому, — пишет критик, — при всех их неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистеров, или, если сохранят навсегда свой первоначаль­ный тип, делаются этими устарелыми мистиками и мечтате­лями, которые так же неприятны, как и старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди просто, без претензий, пошлые. Словом, это теперь самые не­сносные, пустые и пошлые люди”.

Прочитав роман, невольно думаешь: “Ну почему люди бла­городные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны?” Они или гибнут, как Лен­ский, или продолжают жить с опустошенной душой, без на­дежды на счастье, как Онегин и Татьяна.

Находить удовлетворение в борьбе ради высокой цели они не могут по своему воспитанию и положению, а устроить личную жизнь им мешают ошибки, которые они осоз­нают слишком поздно, чтобы исправить. Сам поэт участ­ливо показывает, что в роковых ошибках виноваты не столько сами герои, сколько среда, сформировавшая их характеры. Это грустное удержание в ненормальности всего жизненного уклада, невозможности настоящего счастья в существующем обществе, изображенном в романе, неизбеж­но приводит читателя к мысли о необходимости борьбы с крепостническим самодержавным строем.

Эту борьбу вели декабристы, сам Пушкин, а позже — ре­волюционеры-демократы. И роман “Евгений Онегин” помо­гал и помогает этой издавна ведущейся борьбе лучших людей за счастье всего человечества.

(function(){