Мое открытие Набокова

Коллекция сочинений: Мое открытие Набокова

Творчество Владимира Набокова произвело на меня глубокое впечатление. Блестящий русский пи­сатель XX в., долго не признаваемый у себя на родине, он обрел славу и почитание за границей. Произведе­ния Набокова носят психологическую «окраску». Набоков воспринимал действительность по-особому, не как литераторы старшего поколения, он не столько писатель, сколько стилист, мастер языка Отсюда — необыкновенная оригинальность его рассказов, по­вестей, романов, которые оказывают на читателя настолько сильное воздействие, что даже спустя зна­чительное время после прочтения в памяти остаются образы главных героев, сюжет и неповторимая обста­новка — неясная, данная как бы сквозь туманную дымку.

Все восемь русскоязычных романов («Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Машенька», «Ко­роль, дама, валет», «Подвиг» и др.) посвящены поис­кам утраченного идеального мира, рая. Романы пред­ставляют собой своеобразный цикл — один может пояснить другой. Однако герои везде разные: различ­ны их увлечения, характеры, судьбы.

Особенности стиля, в котором написаны рома­ны, обусловлены темой двоемирия. Писатель делит мир героев надвое. Первый мир — это реальность, в которую погружены герои. Второй мир — мир вы­мысла. Подобного рода «раздвоение» происходит в результате конфликта с действительностью. Для пер­сонажей романов Набокова выдуманный мир оказы­вается более реальным, менее абсурдным и жестоким, чем существующий на самом деле, это становится одной из центральных проблем.

В романе «Защита Лужина» вымышленный мир предстает в виде шахматного рая. Полный переход из мира реального в мир воображаемый для главного героя является защитой от надвигающегося безумия, вызванного неприятием действительности с ее по­шлостью и регламентированностью. Полное духовное одиночество, непонимание со стороны окружающих приводят к тому, что нелюдимый мальчик, каким мы видим героя в начале романа, к концу произведения превращается в жалкого чудака с полной неразбери­хой в голове и «манией» игры. Действительность для Лужина — это проекция шахматной доски. Все, что окружает героя, лишено интереса. Лужин нашел спо­соб защититься от надвигающейся на него страшной реальности — он кончает жизнь самоубийством. Са­моубийство — логический итог жизни героя, полно­стью перешедшего в шахматный рай.

В романе «Машенька» любовь главного героя Ганина к Машеньке символизирует тоску по утраченному раю, ушедшей молодости и беззаботности, ко­торые он всеми силами пытается вернуть. Через весь роман проходит трепетное отношение Ганина к сво­им воспоминаниям о Машеньке. Чтобы полностью погрузиться в светлый и чистый мир первой любви, Ганин разрывает отношения со своей любовницей Людмилой, раздражающей его своей навязчивостью и неестественностью.

Образ Машеньки для Ганина становится живой реальностью. В его воспоминаниях она постоянно меняется, но остается такой же привлекательной, как и много лет назад. Облик Людмилы вне разви­тия, ведь она только играет в любовь. К финалу про­изведения оказывается, что не только Людмила, но и сам Ганин, несмотря на поэтичность и возвышен­ность своей натуры, не способен на искреннюю лю­бовь. Его удел — воспоминания. И потому в день приезда Машеньки Ганин «уже чувствовал с беспо­щадной ясностью, что роман его с Машенькой кон­чился навсегда». Он до конца исчерпал свое воспо­минание о прежней любви и шагнул в новую жизнь, окончательно освободившись от прошлого. Любовь проходит через весь роман как основа, как вопло­щение духовного и плотского.

Роман «Подвиг» — самый «патриотичный» ро­ман Набокова, потому что только в нем тоска по род­ному краю заставляет героя вернуться из эмиграции. Главный герой Мартын уходит в свой внутренний мир, в мир сказки. Ключ к его загадке — картина над кроватью, где изображена тропинка, уходящая в лес. Мечта о прекрасном и таинственном рае, волшебной сказке заставляет главного героя совершать непонят­ные окружающим поступки. Так, он пытается возвра­титься в Россию, причем совершенно необычным способом, который окружающие Мартына люди — ординарные личности — считают совершенно безум­ным… Герой одинок рядом с матерью, несчастлив в любви. В кругу английских друзей он также не на­ходит понимания. Единственным шансом избавить­ся от одиночества и тоски становится бегство. Финал романа — возвращение.

Набоков в своих романах подчеркивает инди­видуальность героев, их внутренний мир. Грань меж­ду реальностью и миром фантазий героев настолько тонка, что почувствовать ее достаточно сложно. Ро­маны Набокова заставляют задуматься о судьбах ге­роев, их переживаниях. Произведения захватывают настолько, что от них невозможно оторваться, не дочитав до конца. Для меня Набоков — художник, способный изобразить мир таким, что он перестает казаться серым и унылым, наполняясь сказочными оттенками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный софт – сборники сочинений, готовые домашние задания по всем предметам