Катерина и Варвара. Чья жизненная позиция ближе тебе?

Коллекция сочинений: Катерина и Варвара. Чья жизненная позиция ближе тебе?

В 1859 году А. Н. Островский пишет драму» Гроза». В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах писатель впервые в русской литературе выводит героиню, су­щественно отличающуюся от окружающих ее людей. Жизнь идеальной русской женщины для Островского характеризует­ся близостью к Богу, бессознательным ощущением изначаль­ной обреченности человека. В драме» Гроза» воплощением та­кого типа персонажей является Катерина, жена Тихона Каба­нова.

Драматург противопоставляет ей девушку, которая явля­ется частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и слож­на, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.

Две героини пьесы различаются между собой, но их объ­единяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость.

На фоне жителей города Катерина выделяется своими ду­шевными свойствами. Ее непохожесть бросается в глаза. Куд­ряш в разговоре с Борисом легко узнает героиню по двум-трем фразам, когда племянник Дикого восхищается Катериной, вы­деляет характерные для нее черты:» …у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». Так, через оценку окружающих мы узнаем об ангелоподобности молодой Каба­новой, ее родстве с небом, которое объясняет чувствительность Катерины к грозе, ее болезненную реакцию на электрические разряды, будто бы проходящие сквозь нее. Героине Островско­го кажется, что она птица, ей снятся пейзажи,» как на образах». Жена Тихона связывает горний и дальний мир, как ангел являясь посредником между небом и землей.

В рассказе Катерины о детстве проявляется младенческая чистота ее души. Девушка безвинна и ангелоподобна, как любой ребенок. В детстве она очень близка Богу. Это проявля­ется и в том, что она способна видеть ангелов, и в ее снах. Но такая близость сродни душевному состоянию юродивого. Ка­терина не знает мира, ее не коснулся грех, в ее жизни нет места христианскому подвигу. Дом матери был для девушки раем, который сделал героиню беззаботным» ангелом», чуж­дым жестокой обыденности.

Необычность Катерины подчеркивается и тем, что она живет вне времени. Ее существование вечно и не ограничено какими-либо рамками. Девушка рассказывает о церкви:» …и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было». Такое безвременное существование — предел мечтаний уже замуж­ней Катерины:» …засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет…» Сестру Тихона такие тонкости не волнуют. Она целиком и полностью связана с вяло текущим временем города Калинова и землей. Это подчеркивается даже фами­лией. Кабан, одно из самых приземленных животных, — тотем семьи Марфы Игнатьевны, а значит, и Варвары. Детство не смогло заронить в девушку частицу того света и тепла, которые излучает Катерина. Варвара была вынуждена хитрить и лов­чить. Ее задача — найти способ, чтобы, не вступая в открытый конфликт с матерью, не повиноваться ей.

Сестра Тихона замечает странность Катерины, она жалеет увядающую девушку, но не может объяснить ее поведения и слов. Для Варвары жизнь молодой жены в детстве мало чем отличается от быта в доме Кабанихи.» Да ведь и у нас то же самое», — говорит она. Катерина же физически ощущает. тя­жесть порядков в новом для нее доме, с переселением в который появляется основное противоречие между героиней и городом. Жена Тихона должна подчинить свою волю» Домострою» и самодурству Кабанихи. Но уже в первой сцене с участием Ка­терины мы видим, что ей это не удается. Во время» сетований» Кабанихи сноха удерживается от ответных реплик так долго, как может. Только крайняя несправедливость заставляет Ка­терину вступить в диалог с» маменькой». Первые же фразы героини дают нам понять, что та совсем не похожа на безволь­ного мужа.» Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?» — говорит она Кабанихе.

В этой сцене открытая и свободолюбивая Катерина четко противопоставлена всей ее новой семье: бесхарактерному Ти­хону, ревнующей сына Марфе Игнатьевне, хитрой Варваре, характер которой раскрывается здесь достаточно полно. Все реплики сестры Тихона идут под ремаркой» в сторону». Она

Имеет свое мнение, но предпочитает не вмешиваться, не идти на конфликт.» Шито да крыто» — ее основной принцип, о котором Варвара скажет позже. Это правило помогает выжить девушке. В городе Калинове начинается настоящая, не изоли­рованная от проблем жизнь Катерины. Вследствие этого к ге­роине Островского приходит осознание неизбежности смерти. Гибель — это плата за жизнь. Вот почему молодая Кабанова, следуя только ей понятной логике, так быстро переходит от воспоминаний о детстве к смерти, а затем к новой жизни:» Я умру скоро… что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Точно я снова жить начинаю…»

Катерина слишком хорошо понимает неразрывную связь между жизнью и смертью. Омут для нее оказывается неизбеж­ной реальностью. Катерина предвидит свое будущее, потому-то и пугается заклинаний барыни, в словах которой слышит лишь подтверждение собственных предчувствий.

В новом доме прерывается беспрепятственная связь Кате­рины с Богом. Героиня говорит о своих волшебных снах:» И теперь иногда снится, да редко, да и не то». Молодая Кабанова подсознательно чувствует потребность восстановить утрачен­ное. Средством возвращения к Богу становится любовь к Бо­рису, греховная, по традиционным понятиям, страсть. Кате­рина полностью отдается этому чувству. В таком поведении героини заключена огромная сила, несмотря на то что молодая Кабанова говорит:» Нет у меня воли». Катерина сама прини­мает решение отдать свою судьбу в руки любимого человека, и это добровольное» рабство» не имеет ничего общего с безво­лием и униженностью других персонажей. Но для самой Ка­терины ее поступок — грех, поэтому героиня, осознав неиз­бежность собственной гибели, добровольно выбирает бездну:» … я бы все шла… и не оглянулась бы ». У Катерины нет другого выхода, жить так, чтобы все было» шито да крыто», она не хочет, уехать — не может: Борис отказывается взять Катерину с собой, потому что живет» не по своей воле». Да и есть ли такие края, где могла бы утешиться вольнолюбивая душа Ка­терины? Если уж в» праведной» земле, где» красота в природе разлита», молодая женщина не находит себе места, то что же ей делать там, где» салтаны землей правят» и» люди с песьими головами». Остается одна дорога — в омут. Но в то же время это — дорога в среду света и воздуха, пути к Богу.» В могилу… в землю».

Не выносит жизни у» маменьки» и Варвара. Она бежит с Кудряшом. Только протестует сестра Тихона всего лишь про­тив неприятного, надоедливого ворчания. Ее побег не уход в лучший мир, а избавление от мелких неприятностей. Так, даже отчасти схожие действия Варвары и Катерины еще лучше вы­являют противоречия между ними. Ни одна из героинь, без­условно, не может вызвать у нас резкого отрицательного отношения, но и ни одна не станет идеалом. Такой, как Катерина, можно только родиться; посредником нельзя стать. Это при­звание определяет характер молодой жены Тихона. Жизнь приземленной Варвары, на мой взгляд, слишком прозаична, слишком просты ее стремления и мировосприятия.

Таким образом, моя жизненная позиция не может совпа­дать с позициями героинь Островского. Мне остается восхи­щаться избранной Богом Катериной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный софт – сборники сочинений, готовые домашние задания по всем предметам