Картины природы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Коллекция сочинений: Картины природы в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин»

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут:

Все это низкая природа;

Изящного не много тут.

А. С. Пушкин

Когда В. Г. Белинский называл роман “Евгений Онегин» “энциклопедией русской жизни», то в пер­вую очередь, конечно, выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни, сельского и городско­го быта, показанных писателем. Но в этой “энцик­лопедии» заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах рома­на то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф.

Интересно отметить, что пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрыва­ется поэтическая душа Татьяны. Кажется, что ав­тор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев. В Лариной сливается особое вос­приятие мира, любви, жизни через природу. И не­даром ведь Пушкин говорил:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму…

Можно догадаться, почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, чтобы подчеркнуть “русскость». Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, — это дол­гая зима (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность. Это для страны, можно сказать, ха­рактерное время года. А вот над летом романист по­смеивается:

Но нагие северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнет, и нет…

Если, рассказывая о своем “милом идеале», со­здатель романа дает сочные, вольные описания, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре с Лен­ским он сравнивает Ольгу с луной:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

А ведь Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: “И, утренней луны бледней…»

Онегин скучал в городе, где “равно он зевал средь модных и старинных зал», также скучно ему и в имении, хотя “деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок».

Сам творец романа в стихах, запертый долгое вре­мя в Михайловском, несомненно, и смеялся над надо­евшим деревенским однообразием, и рвался в столи­цу, но одновременно и наслаждался красотами родной природы. Как известно, больше всего он любил осень.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу…

Описания природы в произведении неразрывно связаны с жизнью народа, подчеркивается единство крестьянского быта и природы. Пушкин едко про­тивопоставляет свое “низкое» описание полей и ле­сов тому, как другие поэты описывают природу “рос­кошным слогом» в романтическом стиле. Но именно эти картины “низкой природы» удивительно глубо­ко западают в душу.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке.

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Стиль и язык его описаний постоян­но меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. Только что я привела бытовую зарисовку. А в сценах сна Татьяны, такого же романтическо­го, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной.

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клочками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных;

Дороги нет; кусты, стремнины

Метелью все занесены,

Глубоко в снег погружены.

А место, где похоронен Ленский, “поэт, задумчи­вый мечтатель», убитый приятельской рукой, вновь описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот юноша.

Есть место: влево от селенья,

Где жил потомец вдохновенья,

Две сосны корнями срослись…

Там пахарь любит отдыхать,

И жницы в волны погружать

Приходят звонкие кувшины…

Там у ручья в тени густой

Поставлен памятник простой.

Прекрасны пушкинские описания зимы и осени. И мне хочется закончить сочинение не менее чудесным описанием весны, которым начинается седьмая глава:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

(function(){