Гуманизм в произведениях В. Г. Короленко

Коллекция сочинений: Гуманизм в произведениях В. Г. Короленко

Владимира Галактионовича Короленко уже при жизни стали называть «совестью эпохи». И. А. Бунин писал о нем: «Радуешься, что живет и здравствует сре­ди нас как какой-то титан, которого не могут коснуть­ся все те отрицательные явления, которыми так бо­гата наша нынешняя литература».

Художественные произведения Короленко во многом автобиографичны. Они вобрали в себя все богатство жизненных впечатлений и встреч писате­ля, отразили его тревогу за судьбу русского народа Главное в жизни и творчестве писателя-гуманиста — уважение к человеку, борьба за него. Изображая пред­ставителей народа, автор раскрывал тему личности. Герои его произведений — простые русские люди, правдоискатели, не вписывающиеся в общий жизнен­ный уклад. Многие из них пытаются ответить на воп­рос: «Для чего, в сущности, создан человек?».

Одним из первых так называемых «сибирских» рассказов, написанных Короленко в ссылке, был «Сон Макара». Главный герой — простой крестьянин. Вся его жизнь — это борьба за существование. Пережив целый ряд «приключений», Макар попадает к Якут­скому Богу.

Оригинальность рассказу придает использование писателем фантастического момента: умерший видит себя разговаривающим с Богом. Человек спорит и оправдывает себя. Бог хочет превратить его в мерина, но крестьянин сопротивляется, говоря, что и так был всю жизнь «мерином». Он рассказывает о тяжелой своей жизни, о смерти жены, которую не на что было даже похоронить. Тогда Якутский Бог взвешивает дела Макара и ведет разговор о праведниках. Но в сердце Макара больше нет веры, нет терпения. Фи­нал рассказа не совсем ясен, однако читателя не по­кидает чувство надежды. Мы верим, что весы таин­ственного Якутского Бога перевесят в пользу Макара, и жизнь его на «том свете» будет легче и спокойней, чем на «этом».

Фантастический прием позволяет читателю по­нять, что в душе забитого человека зреет протест. Ге­рой устал жить, он измучен, обездолен и одинок. Он хочет перемен, ведь каждый человек имеет право на счастье.

В рассказе «Соколинец» повествуется о встрече рас­сказчика с беглецом. Рассказчик — политический ссыль­ный. Через все повествование в рассказе проходят сим­волические образы: туман, холод, густая тьма, мрак… Но несмотря на неприглядность окрркаюшей действитель­ности, где-то все еще теплится огонек надежды, кото­рый, однако, может в любой момент погаснуть под на­пором наступающей тоски и безысходности.

В подобной обстановке происходит встреча рас­сказчика с бродягой. Он рассказывает о побеге, опас­ном пути с Соколиного острова, о всех трудностях, которые ему пришлось пережить. В характере этого человека рассказчик видит проявление вольного духа, присущего только русскому народу.

Писатель показывает, как в результате этой встречи изменяется настроение рассказчика. История бродяги запечатлелась ощущением воли, явилась ис­точником возрождения надежды, жажды жизни. На примере бродяги мы видим, что если человек несет в себе надежду, значит, у него есть стремление к счас­тью, значит, есть вера в осуществление мечты.

В своих произведениях Короленко не только по­нимает своих героев, постигает глубины их психики, но и искренне сочувствует им, хотя подобного рода чувства не мешают писателю быть объективным по отношению к выходцам из народа.

На примере рассказа «Река играет» мы видим, как интерес к огромным возможностям русского на­рода сопровождается критикой крестьянства, его лени и нежелания противостоять различным негатив­ным обстоятельствам.

Главный герой рассказа — перевозчик Тюлин — человек безалаберный, ленивый, склонный к пьянству. Рассказчик сравнивает героя с сектантами. Тюлин — воплощение природной стихии. Его внешность и ха­рактер соответствуют пейзажу: «Река с кудрявыми бе­регами». Тюлин не понимает иронии, он очень про­стодушен и наивен, чем и вызывает симпатию автора и читателя. Этот герой ближе к финалу рассказа со — вершает подвиг, и его личность предстает перед нами в совершенно ином освещении: теперь это титан, спо­собный на удивительные проявления физической и духовной силы. Однако минута подвига проходит — и перед нами все тот же лентяй и пьяница. Река — душа Тюлина — заходит в свои берега, и напоминанием о подвиге остаются лишь чувства читателя и автора

Я считаю, что гуманизм Короленко проявляется во всех его произведениях. Его главные герои — это русские люди, перенесшие многие тяготы жизни, но не потерявшие надежды, веры в счастье.

В своих произведениях писатель учит не бояться жизни, принимать ее такой, какая она есть, и не скло­нять голову перед трудностями. Человек должен бо­роться, искать свое счастье, даже если рушится по­следняя надежда. Таких людей хотел видеть писатель, ибо верил, что такие люди есть мощь и сила России, ее надежда и опора и, конечно, ее свет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный софт – сборники сочинений, готовые домашние задания по всем предметам