«Цветы зла» лирический дневник поэта

Бодлер называл себя «денди», подчеркивая таким образом собственную противоположность всему тривиальному и застывшему.» Буржуазия» (т. е. прозаичные люди) для него отождествлялась с противным сознанием Авеля, который благоденствует за жизнь, но становится» удобрением» после смерти. В поэзии» Авель и Каин», которую часто публикуют под заголовком» Восстание» (1848), в которой явным образом прослидковуеться» байронический» мотив несогласия из божественным свитоустроем, Поэт противопоставляет сытых и тупоголовых Авелив голодным и одиноким Каинам,» бездомным на земле». Но именно Каины способные» восстать из праха» и изменить мир. Правда, ужас поэзии Бодлера заключается в том, что, призывая мир к восстанию, он, в отличие от Байрона, в целесообразность восстания не верит, считая мир безнадежно лживым и не достойным ожиданий.

Так же, как и» Книга песен» Г. Гейне,» Цветы зла» является лирическим дневником поэта. Герой збиркироману — человек, который забрел в трущобе мистамонстра. Мучительный поиск истины отображен в первом разделе -» Сплин и Идеал», — который соотносится с традиционным для романских литератур культом Мадонны. Поиск правды в любви к женщине заканчивается полным крахом, поскольку ни одна из них никакой святости в себе не несет. Обращаясь к образу мулатки Жанны Дюваль («Черная Венера»), натурщицы Аполлонии Сабатье («Белая Венера») и актрисы Мари Добрен («Зеленоглазая Венера»), поэт видит во всех этих земных воплощениях Вечной Женственности прежде всего похотливое, хищное и жестокое начало. А за всеми ими стоят мучительные переживания по поводу краха веры в мать как символ святости. Отсюда походит мотив оскверненной Богородицы. Так святость сливается с недостатком, и следующий раздел -» Парижские картины» — погружает нас в атмосферу большого города, в котором потерялся веселый и пьяный» мертвец», что остро ощущает свою одинокость в нормальном миру. Разделы» Вино»,» Цветы зла»,» Мятеж»и,» Смерть» сливаются в единую панораму грехов и утраченных надежд, проклятий и гордого пренебрежения по отношению к тем, кто хотел бы извинить душу, которая забрела.

Бодлер изображал мир с помощью символов, чрезвычайно рельефных изображений, которые воплощали конкретику и глобальные обобщения. Личность поэта для него ассоциируется чаще всего с птицей, причем умирающей птицей. В стихах» Альбатрос» (1841) и» Лебедь» (1859) мы видим похожие образа. Огромные белые птицы — прекрасные в небе, но жалкие и беспомощные в мире людей, так как они не умеют твердо ходить по позорной земле. И раненый пьяными матросами альбатрос, и лебедь, который убежал из зверинца, но так и не нашел свободы, гибнут на глазах равнодушной толпы. Люди равнодушные к птицам, им не известная радость полета в небе, счастье слияния с безкинечнистю. Таким образом, поэт становится и святым мучеником, и обездоленным грешником одновременно:

Поэт! Князю туч твоя подобная сила,

Между молний ты свой в грозовой мгле;

Но под неистовство оскорблений препятствуют крылья

Тебе, изгнаннику, ступать по земле.

Вообще, образа альбатроса и лебедя традиционные для романтической литературы. Можно припомнить и» Сказ о старом мореплавателе» С. Кольриджа, и» Безобразный утенок» Г. Х. Андерсена. Но подходы к этим символическим образам у романтиков были разные. Если в Кольриджа убийце альбатроса дуворо наказано, а у Андерсена обездоленный птенец превращается в прекрасного победителя, то у пессимистического Бодлера гибель гордых птиц остается не только безнаказанной, но даже незамеченной.

Непринятие материального мира отразились и в роботах Бодлера-Теоретика. В 1845-1846 гг. он периодически публиковал статье о залоге современного искусства (так называемые» Отчеты о Салонах»), а после смерти поэта в печати появилась книга» Романтическое искусство» (1868), высоко оцененная поколениям пресимволистов и символистов (П. Верлен, П. Валере, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинкта др.).» Романтическое искусство» состоит из отдельных эссе, посвященных творчества В. Гюго, Э. Делакруа, Е. По и других представителей романтизма. Бодлер излагает свое понимание искусства, абсолютизуючи некоторые аспекты романтизма. Художник для него — лицо одержимое. Процесс творчества подобный гипнотическому трансу. Эти мысли совпадают с убеждениями немецких романтиков, но Бодлер делает акцент на мистической природе творчества. Поэт у него не всегда сам понимает написанное.

Он подхватывает незаметные для других» знаки», данные сверху, и на интуитивном уровне общается из Универсумом языком символов. Тот отказ Бодлера служить мерзкому миру не означает погружения в» чистое искусство». Он сотрудничал с» парнасцями» и разделял их эстетичную позицию, но сам создавал по своим законам. Естетизация безобразного у Бодлера объединяется с расположениями духа протеста, со стремлением показать весь ужас убожества и бесправие городских низов. В стихе в прозе» Игрушки бедняков» (1857) поэт описывает типичную, по его мнению, парижскую картинку: двое детей по разные стороны чугунной изгороди играют каждый своей игрушкой. Только в маленького буржуа игрушка дорогая и красивая, а у бедняка ее заменил мертвый щур.

И поэт рисует не только социальные противоречия. Двое детей по разные стороны изгороди неравные только извне. Богач не меньше обижен судьбой, чем бидняк. Оба видчайдушно завидуют друг другу. Бидняк с завистью смотрит на красивые игрушки, а богач виднеется вырваться за границы чугунной решетки своей» клетки». Таким образом, маленькая поэма перерастает» социальность» и превращается в глубокое философское произведение о вечной неудовлетворенности каждого человека, который заложен в ней от рождения и не зависит от воспитания и внешних обстоятельств жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный софт – сборники сочинений, готовые домашние задания по всем предметам