Анализ стихотворения Маяковский В. В. «Юбилейное»

Анализ стихотворения – Юбилейное

В своих шумных литературных манифестах футуристы, и в их числе В. Маяковский, призывали сбросить русскую классику” с парохода современности», они заявляли о необходимости отказаться от классического наследия и создавать новое искусство, искусство будущего. Маяковский в ряде теоретических высказываний и стихотворений (например.” Той стороне».” Радоваться рано») призывал” атаковать» Пушкина и прочих” генералов» русской классической литературы. Однако известны его признания, что он читает Пушкина по ночам и потому его ругает, что. может быть, очень сильно любит. Современники вспоминают, что Маяковский ценил и любил Пушкина, знал и читал наизусть чуть ли не всего” Евгения Онегина» (особенно любил строки, которые он приводит в” Юбилейном»:” Я знаю жребий мой измерен, но чтоб продлилась жизнь моя. я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я…»). И поэтому такое стихотворение, как” Юбилейное», в его творчестве не случайно. Духовное родство с Пушкиным, пушкинская интонация ощутимы во многих произведениях Маяковского, но особенно отчетливо проявилось это в” Юбилейном».

Используя в общем-то случайное совпадение – после смерти Маяковского книги двух поэтов окажутся на книжных полках почти что рядом (“Вы на Пе. а я на эМ»). – Маяковский создает неожиданный, многоплановый образ, в котором бытовой факт переведен в план философских раздумий о сущности поэтического творчества, о новаторстве и традиции в искусстве. В числе своих литературных предшественников Поэт называет в первую очередь Пушкина и Некрасова. Он обращается к Пушкину с признанием:

Может,

Действительно жалею,

Что сегодня

Нету вас в живых…

Но Маяковскому дорог именно живой, а не хрестоматийный Пушкин:

Я люблю вас,

Но живого,

А не мумию.

Его бунтарство близко Маяковскому:

Вы,

По-моему,

При жизни

— думаю —

Тоже бушевали.

Африканец!

Оба поэта прокладывали нехоженые пути в искусстве, их творчество — принципиально новый этап в развитии поэзии. Вслед за Пушкиным Маяковский утверждает искусство, способное” глаголом жечь сердца людей», истинно новое по форме и содержанию. языку (“речи точной и нагой»). И только такой подход к творчеству дает поэту право на бессмертие:

У меня.

Да и у вас,

В запасе вечность.

Личное и обшественное. как всегда у Маяковского, тесно переплетаются в этом стихотворении. И именно с Пушкиным делится он самым сокровенным:

Было всякое:

И под окном стояние,

Письма.

Тряски нервное желе.

И горевать не в состоянии —

Это,

Александр С’ергеич.

Много тяжелей…

Маяковский как бы исповедуется великому предшественнику и посвяшает его в самые свои заветные желания и помыслы, размышляет с ним о сиюминутном и вечном: ведь часто” большое понимаешь через ерунду».

Порой в стихах звучат шутливые, юмористические интонации, иногда намеренно используются прозаизмы. но все это создает атмосферу непринужденности, раскованности и нисколько не снижает образ Пушкина, а только приближает его к читателю. Чеканная концовка стихотворения подчеркивает живое, человечески теплое восприятие пушкинского наследия:

Всяческую мертвечину!

Всяческую жизнь!

Предельно искренний, исповедальный характер разговора с Пушкиным показывает истинное отношение Маяковского к русскому гению. Это программное стихотворение – своеобразная декларация любви и уважения к Пушкину и в целом к классическому наследию.

(function(){