Анализ эпизода «Наташа в гостях у дядюшки» (по роману Л. Толстого «Война и мир»)

Анализ эпизода «Наташа в гостях у дядюшки» (по роману Л. Толстого «Война и мир»)

Наташа Ростова – одна из самых любимых героинь Л. Н. Толстого. Образ ее многогранен. Раскрывая его, писатель ставил своей целью показать всю красоту и неординарность души Наташи, богатство ее внутреннего мира. В контексте романа о” войне народнойТолстой акцентировал в своем женском идеале именно черту народности, показывая истинно русский характер Наташи. Она воспитывалась в семье, для которой характерна была близость к народу, к природе. Выросшая в простоте, девочка” умела понять все то, что было… во всяком русском человеке. Особенно ярко народность характера Наташи проявляется в гостях у дядюшки.

В первых же слов описания двора и дома хозяина мы попадаем в простой, трогательный, истинно русский мир. Простодушная дворня удивлена видом женщины верхом на коне:” …Многие, не стесняясь ее присутствием, подходили к ней, заглядывали ей в глаза и при ней делали о ней свои замечания…. Такие естественные проявления чувств и эмоций резко контрастируют с этикетом, принятым в светских салонах на французский манер. В связи с этим хочется отметить, что почти все диалоги представителей высшего света писатель дает на французском языке, что создает атмосферу некоторой неуютности, холодности. В то время как для народного бытописания он использовал живой, образный язык.

Так же естественно в своей легкой неприбранности и жилье дядюшки:” …не видно было, чтобы цель живших людей состояла в том, чтобы не было пятен…. Несколько раз писатель упоминает о запахах, присущих этому жилищу:” в сенях пахло свежими яблоками… ,” в кабинете слышался сильный запах табаку и собак.

Толстой противопоставляет жизнь поместного дворянства, естественного в своих проявлениях, близкого к простому народу, полной условностей и напыщенности жизни высокомерного светского общества. Видим мы это и из сцены появления переодетого дядюшки:” …этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном,- был настоящий костюм, который был ничем не хуже сюртуков и фраков.

Примечательно и настроение героев, которых охватило беспричинное веселье, что, опять же, правилами высшего общества не поощряется.

Мастерски сумел передать Толстой и особую прелесть настоящей русской красавицы Анисьи Федоровны:” …толстая, румяная, красивая женщина летсорока, с двойным подбородком и полными румяными губами. И все, чего касались ее руки,” отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой. По-крестьянски просты и блюда, поданные гостям:” травник, наливки, грибки, лепешечки… сотовый мед… яблоки, орехи….

Наташа, глубоко тронутая, увиденным, все пытается разбудить Петю – ей хочется поделиться своей радостью со всеми. И эти черты характера героини – непосредственность, жизнелюбие – подчеркиваются на протяжении всего повествования.

Очень кратко, но емко описывается жизнь дядюшки, который” имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака, пользующегося уважением во всей округе. И опять невольно вспоминаются напыщенные, честолюбивые представители светского общества – стяжатели и карьеристы в большинстве своем.

Мила привычка дядюшки – слушать после охоты игру дворового Митьки на балалайке. Писатель тонко подметил, как Николай Ростов, тяготеющий к высшему свету, похвалил игру Митьки” с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки. А Наташе” эта песня казалась… в эту минуту верхом музыкальной прелести. И уже абсолютный восторг у всех вызвала игра самого дядюшки на гитаре:” запел в душе у Николая и Наташи мотив песни(русской песни!).” Анисья Федоровна закраснелась, а взгляд самого дядюшки, грубоватого по сути своей мужчины, стал” вдохновенным. Впечатлительная Наташа решает оставить игру на арфе и учиться играть на гитаре. Ее пленила манера пения дядюшки, который” пел так, как поет народ, оттого его напев и был так хорош. И, конечно, кульминационным моментом этого эпизода является русский народный танец в исполнении Наташи.” Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала… этот дух, откуда взяла она эти приемы,., те самые, неподражаемые, неизучаемые, Русские…

Лев Толстой восхищается своей героиней, многогранностью ее самобытного характера, отсутствием в ней фальши, наигранности. Она – сама искренность, непосредственность, истинная дочь своего народа. Это восхищение передается и читателю, мы вместе с автором любуемся Наташей, чей образ так ярко раскрыл великий писатель.

Толстой, Сочинение

(function(){