А. С. Пушкин, как критик и теоретик литературы, и как историк и публицист

Столь же верно, как определил наиболее значительные вопросы русской действительности, Пушкин художественно отражал и характерные образы-типы своего времени. Достаточно назвать хотя бы такие типические для периода дворянской революционности образы, как образ «лишнего человека» Онегин или образ-тип нового буржуазного «героя» Германн. В ряде образов Пушкин дал художественное воплощение многих лучших черт русского национального характера: такова его «русская душою» Татьяна или люди из народа, и прежде всего Пугачев. Глубокому и всестороннему отражению русской национальной специфики Пушкиным, «первым поэтом-художником Руси» Белинский, полностью освободившим художественное мышление от рационалистической отвлеченности, дидактики, предвзятых рассудочных схем, свойственно небывалое дотоле эстетическое совершенство.

Пушкин органически сочетал в своей поэзии правду с красотой. А красота не являлась в его творчестве эстетическим украшением жизни, не привносилась в нее извне, а рождалась в ней же самой. Пушкин создал величайшие образцы художественности, красоты, но основным принципом его эстетики была правда. Это тонко и верно подметил Мериме. «У Пушкина поэзия чудным образом расцветает как бы сама собою из самой трезвой прозы»,- сказал он И. С. Тургеневу и тут же прозорливо распространил эту черту на русское искусство слова вообще: «Ваша поэзия ищет прежде всего правды, а красота потом является сама собою». В самом деле, начиная с «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» Пушкин стал величайшим поэтом действительности, т. е. писателем-художником, который умел сочетать правду в изображении реальной жизни с исключительной поэтичностью выражения, с подлинной красотой. Родоначальник одного из самых выдающихся явлений мирового искусства слова – русского реализма, Пушкин является вместе с тем, по справедливому замечанию М. Горького, «величайшим в мире художником».

Постановка коренных вопросов русской действительности осуществлялась Пушкиным путем исключительно широкого отражения различных сторон национальной жизни, художественной энциклопедии дней которой являлся не только роман в стихах «Евгений Онегин», но и все его творчество в целом.

Пушкин поднял русскую литературу на новый, неизмеримо более высокий уровень. Он сделал русскую художественную литературу подлинно национальной литературой великого народа, а тем самым и одной из величайших литератур мира.

Появлением «Евгения Онегина» и других произведений периода расцвета творчества Пушкина «Борис Годунов», «Полтава», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Капитанская дочка» определяется начало существенного изменения в характере отношений между новой русской литературой и западными литературами. Русская литература, до Пушкина отстававшая от крупнейших европейских литератур, теперь становится вровень с ними, а в некоторых отношениях и выходит вперед. Пушкин не только является родоначальником реализма как основной линии развития русской классической литературы, в его творчестве ярко проявляется своеобразие русского реализма, определяющее его место в развитии мировой литературы. Тем самым литературный Подвиг, который совершил Пушкин, приобретает не только национальное, но и всемирно-историческое значение.

Критические статьи Пушкина и многочисленные его высказывания в набросках, заметках, письмах по вопросам эстетики, теории и истории литературы отличаются глубиной и тонкостью понимания, остротой мысли, верностью оценок, меткостью формулировок. Они сыграли, несомненно, очень важную роль в развитии русской критики, в частности во многом подготовили и воспитали эстетический вкус и критическую мысль В. Г. Белинского.

Возможность непосредственного влияния на общественное мнение – деятельность публициста – с годами все более и более привлекала к себе Пушкина. В 1830 г. он принимал живейшее участие в редактировании «Литературной газеты», которая издавалась одним из его ближайших друзей, А. А. Дельвигом, и вела ожесточенную борьбу с представителями реакционной идеологии. В начале 30-х годов Пушкин хотел приняться за издание политической газеты «Дневник»; наконец, в 1836 г. он стал издавать журнал под характерным названием «Современник», к работе в котором привлек лучших писателей своего времени – Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова, Ф. И. Тютчева, хотел привлечь и В. Г. Белинского.

А. С. Пушкин принадлежал к тем передовым общественным кругам, которые сосредоточили в себе в ЭТОТ период, по словам В. Г. Белинского, «все, что есть в России лучшего и образованнейшего»,- были борцами против феодализма, носителями прогрессивных начал. Пушкин не только поэтически наиболее сильно выразил идеи и стремления, свойственные представителям первого этапа русского освободительного движения – абристам,- но и наиболее ярко отразил в своем творчестве трагическое противоречие, присущее периоду дворянской революционности,- за народ, но без народа. Пушкин осознал – в особенности в результате трагического опыта 14 абря 1825 г.- это противоречие, страшную отдаленность своих «братьев, друзей, товарищей» от народа. Сам он сумел приблизиться к народному слову, к народному духу, создать произведения, которые сыграли великую роль в просвещении народа, в его не только эстетическом, но и вообще духовном воспитании, произведения, которые стали близки, нужны и понятны самым широким народным массам. На этой-то почве и сложилась пушкинская «поэзия действительности» – пушкинский реализм; это и сделало Пушкина величайшим русским поэтом.

В своих публицистических высказываниях последних лет Пушкин, обличитель старого феодального мира – автор «Сцен из рыцарских времен», выносит резкий обвинительный приговор и сформировавшемуся к этому времени на Западе новому, буржуазному обществу. С каким возмущением пишет он о «холодном варварстве» – жестокой и безжалостной эксплуатации английскими промышленниками «фабричных работников» «Путешествие из Москвы в Петербург», об

(function(){